Алмас Чукин: «Сделка с Митталом – пример блестящего финансового и юридического инжиниринга»

Фото: фейсбук

На прошлой неделе правительство Казахстана выкупило «АрселорМиттал Термиртау» за $286 млн у индийского миллиардера Лакшми Миттала. Теперь уже бывший владелец компании просил за свои активы гораздо больше – $3,5 млрд.

Новым инвестором предприятия, которому вернули прежнее название «Қармет», стал казахстанский бизнесмен Андрей Лаврентьев.

Известный экономист Алмас Чукин прокомментировал сделку.

– Завершение истории с уходом Миттала означает начало новой истории флагмана металлургии страны. Что это даст? Поживём-увидим. Очевидно, что «Кармету» будет непросто выживать в одиночку на мировом рынке металла, где лучшая часть пирога достаётся гигантам с объёмами и широкой номенклатурой. Необходимо будет огромное финансирование для исправления отставания в модернизации и безопасности.

Формально говоря, принято правильное решение о продаже предприятия сразу в частные руки, чтобы не вешать на государство ещё один объект с его проблемами. Не вполне понятна фигура нового владельца, но, судя по всему, главным стал цвет его паспорта.

Но история запомнит эту историю как пример блестящего финансового и юридического инжиниринга. Те, кто планировал и реализовал эту сделку в ходе сложной переговорной игры, перескочили не через одну высокую планку.

Проблема номер один. Как вывести неэффективного инвестора не испортив репутацию страны? Только добровольно и с компенсацией. Зачёт, выполнено. 11 месяцев тихих переговоров и соглашение в Лондоне.

Механизм. У уходящей команды Миттала, помимо денег за актив, думаю, было три ключевых пункта. После продажи государство не должно возвращаться к ним с любыми претензиями – по старым налогам, по экологии и по компенсациям пострадавшим шахтёрам и их семьям. Я думаю, поэтому и не было продажи напрямую новому владельцу, который никак не мог бы гарантировать эти условия. Видимо, поэтому в периметр сделки была введена Казахстанская инвестиционная корпорация – фонд, принадлежащий государству.

Идея с госфондом решала и другую проблему. Если бы объект был приобретен напрямую в госсобственность, его нельзя было так быстро продать в одни руки. Пришлось бы идти сложным путём по законам приватизации госимущества. А для фонда эти законы не писаны, фонд может покупать и продавать всё, что не запрещено его мандатом, когда угодно и кому угодно по любой цене.

Источник средств. Я наивно полагаю, что у Андрея Лаврентьева не лежало случайно на счету 200 с лишним миллионов долларов. Дать Андрею 286 млн долларов вряд ли банк или физлицо согласились бы. Другое дело под актив. Поэтому Лаврентьев открывает на себя на МФЦА целевую компанию, которая за пару недель до сделки выпускает облигации на эту сумму, которые кто-то покупает и таким образом сделка оказывается профинансированной.

Не надо забывать, что на сделке ещё висит долг – 250 млн короткий и 450 млн длинный, который также ложится на приобретателя в пользу продавца. Общая сумма продажи равна почти 1 млрд долларов. Плюс инвестиционные обязательства – покупатель должен вложить в предприятие минимум 3 млрд долларов в течение 3 лет.

Итог. По процессу 5 с плюсом. Осталось оправдать Лаврентьеву оказанное высокое доверие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.