Казахстанские пчеловоды создали петицию и обратились к президенту страны с целью донести проблемы, которые на протяжении нескольких лет душат отрасль.
Вот лишь часть проблем, которыми озадачены пчеловоды:
1. Бесконтрольная повсеместная обработка сельскохозяйственных растений пестицидами и гербицидами;
2. Отсутствие контроля на ввозимые на территорию Казахстана химические препараты для обработки сельскохозяйственных растений, паразитов;
3. Бесконтрольный ввоз на территорию нашей страны пчёл неизвестного происхождения;
4. Отсутствие четкого определения о действиях при нарушении закона о пчеловодстве.
«Фальсификат, который мы наблюдаем на прилавках магазинов, несет большую угрозу для казахстанского пчеловодства. Сейчас в супермаркетах можно увидеть мед всех цветов радуги. Дошло до того, что завозят гречишный мед зеленого цвета и продают по 650 тенге. Его покупают из-за невысокой цены, но всем известно, что настоящий гречишный мед имеет прозрачную основу коричневого цвета. Такие манипуляции бьют по нашему карману. Цены на мед снижаются, а расходные материалы дорожают.
Разочаровали и временные ограничения со стороны России на ввоз пчелосемей из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Для нас это был основной рынок сбыта. Получается, что им можно бесконтрольно завозить пчел неизвестного происхождения, нанося вред племенным хозяйствам, а мы сейчас не можем отправить свою качественную продукцию в РФ. В связи с этим мы настаиваем на обеспечении ветеринарного контроля над ввозимыми в нашу страну пчелосемьями», — говорит председатель Костанайского филиала Национального союза пчеловодов Казахстана «Бал Ара» Сергей Петров.
В петиции пчеловоды отразили не только проблемы, представители отрасли рассчитывают на господдержку.
«Нам необходима помощь государства, мы не в состоянии самостоятельно остановить исчезновение пчел — они гибнут из-за обработки химикатами. В 2024 году из республиканского бюджета на борьбу с саранчой выделяется 4,2 миллиарда тенге. Приблизительно 2,5 миллионов га станут непригодными для стоянки пчеловодов. Мы предлагаем создать единую базу учета сельхозпроизводителей, в ней следует отразить: что посеяно, какие методы химической обработки допускались, сроки и класс опасности. И важно, чтобы были зарегистрированы поставленные пасеки. Эта информация поможет фермерам проследить, где на его территории стоят ульи. И заранее предупредить пчеловодов о приближающейся обработке. В развитых странах за опыление платят до 70 долларов за пчелосемью. А у нас, наоборот, фермеры требуют деньги с пчеловодов. Это уму непостижимо!
А еще мы видим, что в гослесфондах отсутствуют земельные участки, которые бы предназначались для пчеловодческой деятельности. Чтобы встать в лесу, пчеловод должен заплатить за каждый завезенный улей около 3 тысяч тенге. Естественно, пчеловоды перестали стоять в лесу, соответственно, растения там не опыляются. И это сильно отражается на самовосстановлении угодий.
В правительстве должны понять, что у казахстанского меда большой экспортный потенциал. Наш мед высокого качества и ценится за рубежом. Я надеюсь, что нас услышат!» — подытожил пчеловод.
Ксения Кожабаева,
Qogam-media.kz