«Услуги блогеров подорожали более чем вдвое после приказа Минкультинформа» — блогер

Фото: Kazpravda.kz

16 февраля глава Минкультинформа Аида Балаева подписала приказ, обязывающий блогеров маркировать рекламный контент. Маркироваться должна онлайн-реклама, размещаемая блогерами на коммерческой и (или) договорной основе.

В правилах приведены такие варианты маркировки, как «реклама»; «рекламный материал»; «партнерский материал»; «спонсорский материал»; «на правах рекламы»; «оплачено спонсором»; «на правах PR».

Вместе с тем маркировке не подлежит: онлайн-реклама, размещаемая на сервисе обмена мгновенными сообщениями; реклама в теле-радиопрограммах или их фрагментах, размещенных на аккаунтах телерадиоканалов на онлайн-платформах, и социальная реклама.

Известный казахстанский блогер Самат Искаков говорит, что нововведение уже отразилось на деятельности инфлюенсеров. Причем не с лучшей стороны.

«Первое, к чему привел этот закон, так это к повышению цены на рекламу. Если раньше пост у меня стоил, условно, 20 тысяч тенге, теперь – 50 тысяч. Почему? Потому что нужно платить налоги. Плюс нужно возиться с документами. В эпоху цифровизации и искусственного интеллекта, фискалы продолжают жить в 20 веке. Нужно заключать договор, подписывать акты, все по старинке на бумаге, это время и волокита, которой блогерам не хочется заниматься. А услуги бухгалтера стоят недешево», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента Qogam-melia.kz.

К тому же, считает Искаков, отраслевое министерство постригло всех блогеров под одну гребенку.

«Блогер блогеру рознь. Есть человек «ходячий ОЛХ». Весь инстаграм в товарах и услугах. А есть люди, для которых «блоготворительность» — это хобби. Создавать ИП ради одного-двух постов в месяц? К тому же, многие блогеры работают в штате различных организаций и им запрещено создавать ИП. Что тогда? Отказываться от предложения рекламодателей?» — недоумевает инфлюенсер.

Он также обратил внимание, что в приказе не предусмотрен порядок применения бартерных сделок при оказании услуг.

«Например, меня угостили пиццей или пригласили на тест-драйв. Мне два кусочка «Маргариты» из восьми отдать налоговикам и 20 минут дать порулить новой иномаркой из двух часов?!» — иронизирует Искаков.

Кроме того, в приказе, продолжил он, нет конкретных пояснений: что есть реклама, а что – обычный пост.

«Недавно поднял тему, что в столице Казахстана днем с огнем не сыщешь заведение, где можно поесть наше главное национальное блюдо. В итоге нашел. Пост набрал более 210 тысяч просмотров. Далеко не все популярные СМИ достигают такого результата. Это не было рекламой. Но многие его сохранили, чтобы пойти в заведение. И вот представьте, из-за 20 тысяч тенге фискал, который обходится налогоплательщикам минимум в 500 тысяч тенге, будет заниматься расследованием. Будут устраивать «подсадных рекламодателей»? Но это провокация и нарушение законов», — считает он.

Искаков сообщил также, что зачастую сами госорганы, квазигоскомпании и бюджетные организации обращаются к блогерам с щекотливыми запросами.

«И, наконец, недавно была озвучена цифра, что блогеры Казахстана пополнили бюджет на 220 миллионов тенге. А госорганы, по данным Высшей аудиторской палаты, неэффективно распорядились 8 триллионами средств налогоплательщиков. Так что, государство не там копает», — резюмировал Самат Искаков.

Подготовила

Ядвига Панибрат,

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.