Цифровой мониторинг сельхозземель в Казахстане: что это такое и зачем он нужен

Фото Agroqogam.kz

С 2021 года в Казахстане полномасштабно запустили сервис цифрового мониторинга сельхозземель. Корреспонденты Informburo.kz изучили особенности работы нового инструмента.

Два года назад Президент Казахстана поручал упростить процедуру изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель.

“Я ставил задачу изъятия земель у латифундистов, которые не занимаются их культивацией. Это очень серьёзное поручение, данное не ради красного словца. Дожились до того, что добросовестным, трудолюбивым фермерам, крестьянам негде работать, негде пасти скот”, – говорил в ноябре 2019 года Касым-Жомарт Токаев.

Минсельхоз разработал закон, по которому сократился срок проверки и изъятия неиспользуемых земель: если раньше он занимал два года, то теперь – один. Контроль над использованием земель обещают полностью оцифровать. Исключение человеческого фактора должно снизить коррупционные риски. В 2020 году в пилотном режиме к проекту по цифровому мониторингу сельхозземель подключились несколько регионов, с этого года все пастбища и пашни Казахстана должны появиться в сервисе.

Мы изучили платформу сервиса и собрали всё, что нужно знать о цифровом мониторинге сельскохозяйственных земель, в этом материале. 

№1. Как контролировали использование земель раньше?

  • Госорган по земельным отношениям собирал информацию в бумажном виде от государственных органов и организаций.
  • Уполномоченный орган анализировал полученную информацию, после чего на комиссии рассматривались материалы.
  • По результатам мониторинга орган выносил письменное решение о факте неиспользования либо использования земель.

Такой формат работы несёт коррупционные риски из-за возможного влияния субъективных факторов на окончательное решение.

№2. Чем опасен неэффективный мониторинг использования земель? 

Нерациональное либо неэффективное использование земель ведёт:

  • к деградации и истощению земель, выводу их из оборота, увеличению площади заражённости вредными, особо опасными вредными организмами и карантинными объектами;
  • уменьшению налоговых сборов;
  • отсутствию возможности обеспечения землями новых фермеров.

№3. Какой штраф предусмотрен за неэффективное использование сельхозземель?

Помимо усиления контроля сельскохозяйственных земель государство увеличило и налог для землепользователей, которые нарушают условия использования. Если раньше он составлял 10-кратный размер базовых ставок налога на неиспользуемые сельхозземли, то теперь – 20-кратный размер. По подсчётам АО ”Информационно-учётный центр”, увеличение налога может принести в бюджет государства от 10 до 20 млрд тенге ежегодно.

№4. Кто и за чьи деньги занимается разработкой цифрового мониторинга?

Сервис по цифровому мониторингу земель Supervision Technology – это часть платформы для бизнеса Qoldau. Разработчик платформы – АО “Информационно-учётный центр”, который, по словам председателя правления ИУЦ Жанасыла Оспанова, является компанией со 100-процентным участием государства в уставном капитале и находится в введении Министерства финансов РК. 

В АО ”Информационно-учётный центр” уточняют, что на создание сервиса не потрачены бюджетные средства, а его использование для всех абсолютно бесплатно. Единственные, кто оплачивают мониторинг, это районные акиматы. Управления земельных отношений выплачивают в ИУЦ по 100 тенге абонентской платы ежегодно

№5. Как землепользователи работают с сервисом цифрового мониторинга?

Землепользователи самостоятельно регистрируют земли на специальном портале, а невнесение данных автоматически считывается как нерациональное использование земель. На сегодняшний день оцифровано уже 90% пастбищ.

Алгоритм такой:

  1. Землепользователь самостоятельно оцифровывает пастбище.
  2. Сервис собирает данные о количестве животных из системы “Идентификация сельскохозяйственных животных” (ИСЖ).
  3. Происходит камеральный контроль и расчёт коэффициента.
  4. Данные загружаются в кабинет земельного инспектора.
  5. Формируется уведомление (допустимой нагрузкой на пастбище считается показатель от 20 до 100%).
  6. Землепользователь получает уведомление в личном кабинете и либо соглашается, либо пробует опротестовать.
  7. Если землепользователь соглашается, то происходит повышение налога по законодательству, а земельный участок остаётся под мониторингом.
  8. Если в течение года землепользователь не устранит нарушения, то в суд подаётся исковое заявление об изъятии неиспользуемого земельного участка.

№6. Как сервис рассчитывает показатель эффективности использования пастбищ?

Для оценки эффективности использования сельхозземель сервис использует два показателя – площадь пастбища и количество скота, зарегистрированного по базе ИСЖ. Площадь пастбища делится на количество скота, при этом в расчёт берутся нормативы по площади земли на каждый вид животных. Получившаяся цифра и является показателем того, насколько рационально используется сельхозземля. За пределы нормы выходят показатели менее 20 и более 100%.

№7. Что уже выявил цифровой мониторинг сельхозземель в Казахстане? 

Сейчас в разделе ”Статистика” сервиса мониторинга представлена информация по нерационально используемым пастбищам по состоянию на 1 октября 2020 года. Судя по этим данным, в Казахстане уже выявлено более 100 тысяч неэффективно используемых пастбищ, общая площадь которых составляет 60,69% от общей площади всех пастбищ. Более подробно ситуацию с использованием сельхозземель можно изучить на сайте сервиса мониторинга.

Источник: https://informburo.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.