Пересядут ли казахстанцы на электрокары?

В Казахстане насчитывается порядка 4,4 млн автомобилей, из них, по предварительным оценкам, электромобилей около 10 тысяч. Лёд тронулся недавно в связи с возможностью ввозить «электрички» без уплаты каких-либо налогов и платежей.

Ждет ли Казахстан бум электромобилей, и готова ли наша страна к тому, что на западе давно стало нормой? Эти и другие вопросы редакция Qogam-media.kz адресовала председателю независимого автомобильного союза Казахстана Эдуарду Эдокову.

«Количество электромобилей стало расти. Это связано в первую очередь с тем, что на 2023 год в странах ЕАЭС были приняты договоренности о ввозе определенного количества электромобилей без уплаты каких-либо сборов. Нет таможни, НДС, первичной регистрации, нет вообще ничего. Завози и пользуйся. В связи с этим, если раньше в год завозилось, условно, 500 электромобилей, то сейчас в месяц столько завозят. Налицо явный рост. И видя это, бизнесмены начали создавать инфраструктуру, инвестируют в покупку небольших зарядных станций. Если один киловатт в час условно стоит 30 тенге, то на зарядной станции вам его продадут минимум по 60. А то и по 100. В Боровом на единственной зарядной станции цена 200 тенге. На медленной зарядной станции машина будет заряжаться пять часов, на быстрой за 20 минут», – рассказывает Эдуард Эдоков.

Известно, что обычный электрокар производит на 50% меньше выбросов парниковых газов, чем среднеевропейский автомобиль. В целом, электромобили примерно на 30% безопаснее обычных транспортных средств. Дешевле он и в эксплуатации. Так, владельцы говорят, что на топливо на джипе уходит около 25 тысяч тенге в месяц, за аналогичный пробег на электрокаре — около 9 тысяч тенге. Однако пока значимых шагов по популяризации экоавто в Казахстане не делают.

«Вообще, мы опоздали лет на 10-15. Количество электромобилей во многих странах выросло в разы, а субсидии на покупки в Европе составляют от 2 до 9 тысяч евро при цене авто в 30 тыс. евро. И если у нас начнется какое-то стимулирование, это будет хорошо. Сейчас же мы лишь ограничились возможностью не платить налоги, и на этом все», – говорит собеседник.

Сегодня цены на самые недорогие электрокары составляют около 25 тыс. долларов. Первенство в производстве «электричек» занял Китай. Однако с учётом слабых тенденций закупа такого рода авто существенного влияния на цены на казахстанском рынке они вряд ли окажут.

«Общее количество авто в РК 4,4 млн, имеющиеся 10 тысяч электрокаров — мизерный процент. Соответственно, какого-то влияния на цены на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) это небольшое количество электромобилей не оказывает. То есть автомобили с ДВС были и будут главенствующими на наших дорогах, не то, что в скандинавских странах, где за прошлый год среди новых автомобилей 80% составили электрокары. Нам еще долго до этого, не пять лет. Если их будет миллион, это уже другое дело. Но опять же, не припомню, чтобы за последние 10 лет цены на авто снижались», – заключил Эдоков.

Меруерт Шакенова

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.