Асылжан Мамытбеков: «О быках и их ночных похождениях»

Фото из открытых источников

– Как рождаются мемы? В этом году уже 5 лет, как я ушел с министерской должности в МСХ. Хотя я не уходил далеко от сельскохозяйственной отрасли, но за исключением чуть более полугода (будучи ответсеком), уже более 5 лет я не имею никакого отношения к госуправлению АПК.

Однако многие в нашем обществе до сих пор ассоциируют со мной как положительные, так и отрицательные моменты/тенденции аграрной отрасли в стране.

Отрицательные ассоциируются во многом благодаря заказным материалам и массированным информатакам, за которыми стоят конкретные персонажи, чьи интересы (коммерческие и не только) я был вынужден нарушать в ходе моей работы на должности министра.

Хорошо это или плохо – не знаю.

Одно важно, что профессионалы этой среды в основной массе понимают, что сделано немало изменений, которые в итоге дают положительные результаты.

Сегодня я хочу рассказать про курьезные ситуации, которых, кстати, было немало за годы работы. Некоторые из них переросли в мемы и медиа-вирусы. Журналисткий топ-10 высказываний чиновников часто включает мои слова про «быков, которые делают свое дело по ночам». Начну и я с него.

Дело было на площадке Парламента, если память мне не изменяет, в 2012 году. Шел правительственный час на сельхозтему. На Правчас приглашается один из министров со всей своей командой и обсуждается заранее определенная тема. По регламенту министр делает доклад на 20-30 минут, потом содоклад от председателя профильного комитета депутатов, а потом опять на трибуну выходит министр и 2-3 часа отводится на вопросы и ответы.

При этом вопросы звучат не всегда строго по теме, а министр имеет право переадресовывать вопросы своим замам. Кстати, мне очень нравится этот формат: можно реально увидеть, кто есть кто. Так как тут нет “заготовок” (чем иногда балуются некоторые госдеятели).

Темой того правчаса было животноводство (предложил я сам, аппарат парламента одобрил заранее). Тема совсем не случайная. На тот момент в стране активно реализовывался мясной проект, и я знал, что в любом случае, даже если нами будет выбран другой вопрос, то мы все равно «съедем» с темы и будем обсуждать животноводство.

Да и более глубокая погруженность в тематику мясного проекта народных избранников нам бы на тот момент не помешала (так как в тот момент в парламенте нами продвигался ряд законопроектов). Тем более информатаки и различные инсинуации на тему заморских коров и бычков достигали своих целей и часть (может, даже и большая) депутатов находились в сомнениях о правильности наших решений.

Упущу причины подковерных дрязг и интриг из-за чего во многом лилась различная дезинформация из всех “утюгов” и продолжу рассказ про то заседание.

Шел третий или четвертый час “правчаса”. Обычно эти мероприятия заканчивали до обеда. Но мне в тот день “везло”, и народные избранники решили пожертвовать своим обедом, чтобы продолжить терзать животноводческую тему.

Как я и ожидал, несмотря на то, что кроме производства говядины есть еще множество подотраслей животноводства, мы быстро перешли на тему мясного скотоводства и больше из нее не выходили.

Звучали вопросы:

– почему завозится КРС?

– почему выбираются те или иные породы?

– кто устанавливает цены?

– почему так дорого?

– ведь мясо завозимых быков будет дорогим?

– не умрет ли этот заморский скот?

– не останется ли страна без мяса?

– зачем нам экспорт мяса если мы импортируем столько мяса из вне?

Все эти часы я терпеливо (а иначе нельзя) объяснял, что нам необходимо завезти из вне племживотных, так как развитие фермерства и начатый процесс породного преобразования ТОВАРНОГО поголовья приведет к тому, что у нас в стране катастрофически не будет хватать племенных быков.

Из-за резкого роста спроса на племпродукцию цены на плембыков росли на глазах. И без завоза эти цены стали бы для простого фермера, который содержит ТОВАРНОЕ маточное поголовье, просто неподъемными.

Объяснял, что вся суть мясного проекта не в завозе за 5 лет (!!) этих несчастных 60-ти тысяч племживотных, что составляет всего 0,1 % от всего поголовья КРС в стране. Суть проекта заключалась в развитии товарных фермерских хозяйств и улучшении генетики имеющегося ТОВАРНОГО стада, а их в стране несколько миллионов.

Объяснял, что 60 тысяч импортируемых племживотных нужны как раз для улучшения продуктивных качеств СОБСТВЕННОГО поголовья, так как оно измельчало и средний убойный вес был всего 154 кг при норме 220-225 кг на одну тушу. И мера по завозу эта вынужденная, так как в стране просто не хватает количества племживотных, да и качество имеющихся оставляет желать лучшего.

Объяснял, что создается конкурентная среда среди заводчиков племживотных, что положительно повлияет на наше племенное дело. И завоз новых пород вкупе с дерегулированием племенного дела этому только способствует. Тщательно объяснил, что МСХ не завозит животных, а создает условия завоза для частного бизнеса. Соответственно, цены, условия завоза (порядок транспортировки и др.), породу животных определят сам частный бизнес.

Рассказал, что завозят преимущественно племтелок и коров (а не быков) и родившиеся от них бычки пойдут не на мясо, а на породное преобразование.

Объяснил, в чем суть этого зоотехнического процесса, что для этого процесса нужны плембыки в соотношении 1 бык/25-30 товарных коров, и что подобное скрещивание положительно будет сказываться на потомстве. Родившиеся от племенного быка бычки – более продуктивны, более «отзывчивы» по привесам на корма, что позволить повысить эффективность и доходность бизнеса конкретных фермеров и как результат – всей отрасли.

Показал и тщательно объяснил схему породного преобразования на основе закона Менделя (ученый-биолог), показал сколько времени для этого надо (привезенные коровы через 0,5-1 года отелятся, потом 1,5 года нужны, чтобы бычок дорос до случного возраста, потом 9 месяцев чтобы от него родилось потомство и так далее), что полный процесс требует по крайней мере 5-6 таких циклов, каждый из которых занимает по 2,5 года (9 месяцев срок стельности + 18 месяцев доращивание) и это без учета того, завозятся коровы (телки), которые должны принести племпотомство, и только родившиеся от них бычки пойдут в товарное стадо для осуществления процесса поглотительно-преобразовательного скрещивания.

Объяснил, что для всего этого нужно время!

Ну если короче, то красной нитью через мою презентацию и ответы проходило то, что улучшение генетики – это очень сложный и затратный по времени процесс. Но другого пути у нас нет и этим нам необходимо заниматься.

Идти по пути наших северных соседей было бы гораздо быстрее (там финансировали вертикально интегрированные холдинги), но намного затратнее, да и рискованней. Они осуществляли завоз сотнями тысяч, причем не только для плем ядра и не только маточного поголовья. Их компании завозили из Австралии даже откорм конингент (годовалых бычков), которые шли потом сразу на мясо. Причем все это соседи делали безо всякой критики и ора в парламенте и в СМИ. Эти компании занимались одновременно и содержанием товарного маточного поголовья (причём для производства товарного мяса использовались бычки от завезённых племкоров), и содержанием племядра (племенной репродукцией), и откормбизнесом, и забоем мяса (мясокомбинаты) и даже дистрибьюцией и общепитом.

Наша же конфигурация мясной отрасли была совсем другой. Мы решили не завозить товарное маточное поголовье, пойти по пути улучшения местного товарного поголовья хоть через долгий, но более дешевый и надежный путь.

Итак (заканчиваю свой рассказ), время было уже обеденное, торопились все: кто обедать, кто по делам. Возбуждение в зале нарастало прямо пропорционально росту урчания в животах и снижению уровня инсулина в организмах депутатов. Привыкшие обедать вовремя начали пшикать на тех, кто не успокаивался, и все пытались «срезать» неподатливого упрямца. Тем более аграрная тема была для многих индифферентна. Мне, вышедшему поначалу с удовольствием на трибуну, тоже начало надоедать отвечать на однотипные вопросы, суть которых в основном сводилась: я родился и жил в ауле и знаю больше вас всех! Я помню писал в своём Твиттере: если ты родился возле аэропорта, это же не значит, что ты можешь пилотировать самолётом.

Многим из задающих вопросы, как ни парадоксально, не нужны были ответы! Некоторые так (самим вопросом) тешили своё самолюбие, некоторые просто зачитывали бумажку по указанию.

И вот в такой напряженный момент, когда уже и «ежу было понятно», что заморский скот завозиться не на мясо, а для улучшении продуктивных качеств местного скота, один из избранников, задает кульминационный вопрос: «А какой эффект от завозимых животных??!!»

И тут ваш покорный слуга, не выдерживает, и я переходя на язвительный тон, начинаю описывать заново весь биотехнологический процесс породного преобразования путем поглотительно-преобразовательного скрещивания!

То ли разочарование, что последние 3-4 часа я говорил, как горох об стену – за зря, то ли излишнее скопление желчи в организме (время было-то обеденное!), то ли все вместе – не знаю, но что-то повлияло на процесс преобразования мыслей в слова в моей голове. И после детального объяснения технологии породного преобразования, как происходит биологический процесс естественного размножения КРС, я добавил, что плембыки, родившиеся от завезённых коров начали использоваться в товарных стадах, а не идти под нож – на мясо, как это было раньше.

И делают своё дело, но эффект этот увидеть вам будет сложно, «они это делают обычно по ночам или под утро».

Конечно, это был стеб над тем, что задающие такие вопросы никак за 3-4 часа не поняли, что эффект от завоза не может быть сиюминутным.

Но, что интересно, этот сарказм состоял из полной правды. На технологическом совете до этого мы на как раз разбирали этот момент.

Правда заключается в том, что реально основная часть коров стаде приходит в охоту в ночное время и под утро (когда обычно человек спит). Проведенное научное исследование канадскими учеными показало, что частота садок начинала возрастать около 8 часов вечера, и эта активность сохранялась всю ночь, до раннего утра. Наименьший процент садок приходился на период с 10 утра до 7 вечера.

Резюмируя можно сказать этот ответ был маленькой частью большой полемики. И в общей картине он звучал, как насмешка над непониманием обсуждаемых в тот день вопросов.

Однако фраза была полностью вырвана из контекста, стала хитом правчаса и зажила своей жизнью. И звучала так, будто я только и рассказывал депутатом про случку быков с коровами и акцентировал, что они занимаются этим только ночью.

Без учета общей ситуации, звучит, конечно, абсурдно и смешно, на что и сделали ставку «дирижеры» всего этого «шума».

Источник: Фейсбук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.