Как на казахстанских птицефабриках сказался демпинг и подорожает ли яйцо?

На фото: Кайрат Маишев

Полки казахстанских магазинов все больше занимает яйцо российских птицефабрик. Причем по цене оно ниже, чем продукция отечественных предприятий. У соседей ниже себестоимость яйца.

Наши товаропроизводители в такой ситуации вынуждены снижать цену на свою продукцию, и нести убытки. Как демпинг сказывается на состоянии наших птицефабрик, и что мешает им быть конкурентоспособными?

Начнем со статистики. Численность птиц по состоянию на 1 сентября 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в стране на 1 млн голов и составила 50,8 млн голов. При этом производство куриных яиц за 8 месяцев 2023 года по сравнению с 2022 годом (3 398,7 млн штук) уменьшилось на 2,1% или на 70,5 млн штук, что составило 3 328,2 млн. штук.

Экспорт за 6 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 81,7%, или 10,5 млн штук (47,4 млн) в сравнении с прошлым годом (57,9 млн шт.). Сами производители связывают это не только исключением яйца из программы субсидирования, но и ростом дешевого импорта из Российской Федерации. Это давление ощущается все больше.

В Казахстане сегодня действует 63 птицефабрики, 34 из них выпускают яйцо, 29 – бройлерное мясо. Производство яйца с 1 января 2023 года государством не субсидируется.

По словам президента Ассоциации яичных производителей Казахстана Кайрата Маишева, господдержку производители ждали до мая, но так и не дождались.

«Сейчас, когда в летний период на рынок давит российский импорт, господдержка нужна особенно, – говорит он. – В 2019 году наши фабрики выпускали 4,3 миллиарда яиц, обеспеченность им населения составляла 112-115 процентов. В 2022 году произвели 3,8 миллиарда яиц, и обеспеченность составила 96,2 процента. Наблюдается сокращение производства, мощностей и рабочих мест».

Господдержка в производстве яйца – это субсидии в размере 3 тенге на реализованное яйцо. Такой норматив после всех обоснований определил сам Минсельхоз, но даже их производители не увидели.

«В зависимости от объемов производства на субсидирование необходимо было примерно 10-12 миллиардов тенге. Имея их, кроме производства яйца, фабрики могли бы заниматься переработкой яйца, переработкой помета, строительством племенных репродукторов. А это добавленная стоимость, диверсификация, увеличение мощностей. При экспорте яйца в Китай объем производства можно было бы нарастить до 1 миллиарда штук. Но эти задачи без государства нам не решить», – говорит собеседник.

Но отсутствие субсидий – не единственная проблема производителей. Казахстанский рынок стали отвоевывать россияне, и конкурировать с ними не так-то просто, потому что завозимая продукция гораздо дешевле из-за разницы в господдержке. Технологический процесс на птицефабриках очень сложный, здесь все планируют заранее: покупку племенного материала, подготовку птицы – а это полгода, далее она переходит в промышленное стадо, и начинает нести яйцо. В случае ввоза дешевого импорта невозможно приостановить производство, а затем возобновить его и быстро получить продукцию, на это нужно время. Если наши границы не будут контролироваться, то к нам так и будут продолжать завозить низкого качества, зато дешевую, а это безопасность потребителей и товаропроизводителей. Птицеводы, молочники и зерновики уже столкнулись с этим, говорят в Ассоциации яичных производителей.

«Мы в ЕАЭС, и запретить ввоз товаров из России невозможно. Тогда создайте условия для равной конкуренции, – говорит Кайрат Маишев. – Контролируйте происхождение продукции, ветеринарное сопровождение, уплату всех налогов. Это все ложится на себестоимость продукции. В самой России есть программа «Меркурий», по которой прослеживается весь завозимый товар. Так соседи защищают свой рынок. Чтобы нам заехать на территорию России, надо подготовить все документы, проходя любой таможенный пост, зарегистрироваться в этой системе. На пограничных переходах работают посты Роспотребнадзора и ветконтроля, все казахстанские машины останавливаются, самостоятельно регистрируются, указывают в базе все – происхождение товара, производителя, адрес, количество продукции. Сразу там же берут экспресс-анализы. Если не зарегистрируешься, то в конечном пункте, будь это Санкт-Петербург или Москва, продукция не разгрузится».

Ассоциация яичных производителей за введение такой же системы у нас, чтобы можно было контролировать импорт.

Объемы российской продукции увеличиваются именно в летнее время. Почему? В приграничной с Оренбургом Актюбинской области яйцо из России заполонило летом не только рынки, но и супермаркеты. Местная птицефабрика была вынуждена снизить объемы выпускаемой продукции, отпускать ее по цене ниже себестоимости.

«Яйцо – сезонный продукт. Лето – это время каникул и отпусков. Многие уезжают, люди переходят на более легкую, растительную пищу, и яйцо реализуется в меньшем количестве. Такая ситуация не только у нас – в России и других странах. Поэтому российские предприятия начинают реализацию продукции у нас. Оренбургская, Гайская и другие фабрики везут ее в Казахстан, в приграничные регионы. Отечественная продукция с завозимой конкурировать не может.

У российских птицефабрик сохранены субсидии от государства прямые и скрытые. Инвестиционное субсидирование достигает 90 процентов, к тому же, там вдвое дешевле корма – пшеница, масличные культуры, витамины они производят сами. К примеру, тонна пшеницы в этом году у казахстанских производителей стоила 100-110 тысяч тенге, в России – 50-60 тысяч тенге. Электроэнергия, газ, ГСМ у соседей тоже дешевле. В России дешевле кредиты. Если отечественные птицефабрики берут их под 23-23,5 процента, в России – под 2 процента годовых. Разница существенная, поэтому российские предприятия демпенгуют. Себестоимость десятка яиц там всего 37 рублей».

Когда курс был 6 тенге за рубль, мы еще как-то держались, а когда он упал до 4,5 тенге, себестоимость российского яйца стала 180-200 тенге десяток. Из приграничного с Оренбургской областью Актобе это яйцо попадало на юг и в другие регионы. Те, кто привозит его к нам, накручивают свою маржу 20-30 процентов и продают по 280-300 тенге за десяток. В весенне-летний период средняя себестоимость десятка яиц отечественного производства составляла 391 тенге, при этом средняя отпускная цена птицефабрик 319 тенге десяток, убыток составил 72 тенге за десяток, или 18,4 процента. В результате демпинга отечественные птицефабрики вынуждены спускать цены на свою продукцию, работать в убыток, говорят в Ассоциации яичных производителей.

Как правило, такая ситуация продолжается с апреля до сентября, когда начинают работать школы, люди приезжают из отпусков, растет потребление яйца. Только тогда потихоньку наши птицефабрики возвращаются к цене осенне-зимнего периода, которая позволяет им продать свою продукцию выше себестоимости. Но к этому времени у них образуются убытки, которые исчисляются сотнями миллионов тенге.

Производители яйца обращались в министерства сельского хозяйства, торговли и интеграции, просили помочь. Для спасения своих предприятий они предлагали хотя бы запретить завоз яйца машинами, разрешить вагонами. Это обеспечило бы прозрачность и более честную конкуренцию. В министерстве торговли и интеграции создали ситуационный штаб, но результатов пока нет.

«Цена на отечественную яичную продукцию с наступлением осени возвращается, но товаропроизводители еще не дошли до цены, которая была с января по апрель, после которой она начала падать. Товаропроизводителю, как и любому действующему бизнесу, надо рассчитаться с долгами, которые образовались, выйти на рентабельность – себестоимость плюс 15 процентов. Брать кредиты и возмещать убытки неправильно, – говорит Кайрат Маишев. – Бизнес, как сказал президент, не должен работать в убыток. Нам надо заниматься модернизацией производства, его развитием, но в нынешней ситуации это сложно планировать».

Российские производители не просто давят на наш рынок. Ситуация становится непредсказуемой. Последние два года даже зимой и осенью наши птицефабрики торговали себе в убыток.

В Ассоциации яичных производителей все же надеются, что их услышат. В сентябрьском послании президента сказано; «Задача – в течение трех лет увеличить долю переработанной продукции в АПК до 70%». Птицеводы экспортируют продукцию в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, есть планы поставлять яйцо в ОАЭ, но сделать это не так-то просто: нишу пока заполняют российские и украинские предприятия.

С 26 сентября лицензированным элеваторам, животноводческим и птицеводческим предприятиям разрешили поставку пшеницы из России. Насколько это поможет производителям яйца? Это позволит немного снизить себестоимость продукции, у нас будет возможность приобрести корма дешевле. Это хорошая мера, считает собеседник. Но учитывая все сложности, с которыми столкнулись наши предприятия, яйцо может подорожать.

«Сложно сказать, на сколько. Может, в пределах уровня инфляции, может, себестоимость плюс 15 процентов. Предприятия должны иметь доход. Иначе как товаропроизводители должны выполнять свои обязательства и развиваться? Товаропроизводители должны заниматься производством, экспортом, открывать рабочие места, оплачивать своевременно налоги, работать над социальными проектами – строить в селах дома, поддерживать школы, садики, инфраструктуру, а на все это нужны деньги», – резюмировал Кайрат Маишев.

Айгуль Куандык

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.