Артем Пономарев: «Мяса больше не будет»

Себестоимость «альтернативной» продукции подскочила в среднем на 30-40 процентов, говорит эксперт.

— К сожалению, за последние годы мы в России так и не успели построить по-настоящему автономную и независимую пищевую отрасль. Например, в нашей сфере «альтернативной пищёвки» (растительное мясо, молоко и т.д. – ред.) используется достаточно большое количество ингредиентов и оборудования, которое на территории нашей страны не производится. И конечно, пищепром пострадает из-за роста доллара и евро. Как показывают опросы бизнеса, себестоимость продукции в нашей сфере, например, уже подскочила в среднем на 30-40 процентов.

Да, мы мировые лидеры по экспорту пшеницы, производим много сои и гороха. Но есть проблемы со специализированными ингредиентами. Некоторые функциональные продукты в России никто не производит или практически не производит (метилцеллюлозу, различные камеди, вкусоароматические ингредиенты и так далее). Если иностранцы и продолжают свою деятельность в России, то по новым ценам поставки. Даже если наш бизнес адаптируется к этим условиям, не все покупатели смогут позволить себе привычные продукты, — они станут в полтора раза дороже.

От базисных продуктов, которые входят в состав продовольственной корзины, люди не откажутся. Да и государство будет следить, чтобы на этом рынке сохранялась стабильность. А вот органические продукты, так называемое здоровое питание, премиум-сегмент – все эти отрасли почувствуют изменения в ближайшем будущем.

У нас оборвались связи с Украиной. Раньше почти весь наш экспорт в Европу шел через эту страну, сейчас это невозможно. Приходится делать крюк через Беларусь или Финляндию, а если югом – то через порт Новороссийск или через Турцию и Батуми. В некоторых случаях мы видим просто боязнь контрагентов за будущее, люди осторожничают. А некоторые бывшие партнеры стали очень агрессивны по отношению к нам, просто отказываются работать. Хотя сами первые пострадают от таких решений. Сложностей прибавилось.

С другой стороны, не стоит впадать в уныние. Одна из главных «проблем», о которой больше всего говорят – это потеря западного рынка сбыта. Мол, ЕС теперь начнет вставлять нам палки в колеса и не пустит нас на свой рынок. Возможно. Но на Европе свет клином не сошелся. И это не какое-то «ура-патриотическое» виденье, это объективная реальность. Мы находимся между Европой и Азией и почему-то совершенно этим не пользуемся. А сейчас есть реально хорошая возможность закрепиться на других территориях.

Арабский мир, Африка, Азия. Колоссальные рынки. Например, обратите внимание на огромный торговый хаб в ОАЭ, который дает нашим поставщикам очень сильные преференции, безналоговые зоны, политическую (или, если хотите, «чиновничью», бюрократическую) поддержку. Одна Индия насчитывает более миллиарда человек, где 40 процентов жителей — официально вегетарианцы. Да это больше чем вся «веганская» Европа вместе взятая! А еще там гораздо проще регуляция и стандарты, чем в Европе, куда вы будете с новым продуктом заходить год-два, не меньше. А еще в Азии есть Китай, Тайвань, Япония, Индонезия, Филиппины, Вьетнам и так далее. Все это растущие экономики с населением в сотни миллионов жителей.

А стать дешевле мы сможем. Судите сами – животные требуют ежедневного ухода, растут много месяцев, их надо кормить, прививать, они болеют и так далее. Более того – выращенную корову, простите за прагматизм, вы не сможете использовать на 100 процентов, неизбежно будет огромное количество остатков. А если заменить все это на производство продуктов из «значального сырья? Тратить растительный белок не на животных, а сразу использовать его для производства человеческих продуктов? Скептики говорят, что использование растительных альтернатив дорого. Почему же тогда производители мяса сейчас для снижения себестоимости используют растительные материалы? Это гораздо дешевле. Просто нужно прорабатывать все эти бизнес-процессы, строить отрасль с нуля. По своим вкусовым свойствам альтернативные продукты уже давно не уступают «аутентичным» мясным. А качество может быть куда выше. А еще у нас есть возможность добавлять в продукты различные витамины, микроэлементы и аминокислоты — это будет еще полезней.

К слову, большие возможности открываются и для всех смежных отраслей. Речь не только про поставщиков зерновых. Хотя и про них тоже – ведь мы покупаем сырье гораздо дороже, чем обычные трейдеры, причем по заранее оговоренным объемам, на понятных удобных для всех условиях и так далее. Сейчас мы активно будем искать поставщиков вкусоароматических и функциональных ингредиентов, которые улучшает органолептику, текстуру, жирность, сочность продуктов и так далее. Думаю, начинается очень интересное время для бизнеса, где каждый сможет проявить себя и при должном уровне упорства и везения создать новые бизнесы мирового уровня.

Артём Пономарев — основатель Ассоциации производителей альтернативных продуктов

Источник: rosng.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.