Бывший глава Минсельхоза РК Асылжан Мамытбеков выразил полную поддержку объявленной политике ведомства о сокращении всех оставшихся в отрасли товарно-специфических субсидий, о чем он сообщил на своей странице в фейсбуке.
Он напомнил, что по правилам ВТО все субсидии классифицируются на три группы – «корзины».
«Красная корзина» включает в себя полностью запрещенные субсидии, к ним, в основном, относят субсидии, направленные на придание больших конкурентных условий для экспортируемых товаров на импортные рынки. Это такие субсидии, субсидирование логистических затрат при экспорте и т.п.
«Желтая корзина» включает в себя те меры поддержки, которые хоть и влияют на цену и себестоимость продукции, но не запрещаются полностью. Она включает такие меры, как погашение государством части затрат, снижение цен на используемые товары и/или сырья для производства продукции сельскохозяйственных предприятий, а также льготы на транспортировку продукции. В нашем случае это субсидии, выдаваемые на килограмм мяса, литр молока, штуки яиц и т.п.
И, наконец, «зеленая корзина» включает в себя те меры, на которые не налагается ограничений. Это такие, как например, субсидирование научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды и борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных и растений.
«Субсидии красной и желтой корзины оказывают существенную поддержку сельхозтоваропроизводителям (СХТП), возмещая часть затрат составляющих себестоимость производимой продукции. Это придаёт более высокую конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с импортными товарами и на экспортных рынках по сравнению с местной продукцией. Потому и ВТО всегда выступает против таких искажающих себестоимость товаров субсидий. По правилам которого такого рода субсидии называются «товарно-специфические». Они нарушают общие условия равной конкуренции», – написал Мамытбеков.
Для справки: при вступлении в ВТО Казахстан отстоял минимальный уровень поддержки по желтой корзине 8,5 % от валовой продукции отрасли.
«Начиная с 2012-2013 годов, МСХ планомерно шёл к отмене неэффективных субсидий. К их числу, прежде всего, надо отнести товарно-специфические субсидии. Если вначале 2011 года был 101 вид субсидий, то к началу 2016 года осталось 65 видов субсидий — были отменены погектарные субсидии в растениеводстве по целому ряду культур, (желтая корзина) субсидирование транспортных расходов зерна (красная корзина) и т.п. Это было согласовано с бизнесом, их ассоциациями, с региональной властью, которые, кстати, «рвали на себе тельняшку» — халықтың қамы и грудью вставали за то, чтобы эти субсидии оставали в покое. Их интерес был в том, что хоть и Правила утверждают в центре, а раздают то их на месте местные исполнительные органы. Дальше можно, наверное, не объяснять. По некоторым гектарным субсидиям в некоторых регионах «откат» достигал до 40% от выдаваемой из бюджета суммы. Тут приходилось и воевать с такими «радетелями», и разьяснять, и уговаривать», – отметил бывший глава МСХ.
Далее, по его словам, в 2016-17 годах были отменены еще около 11 субсидий. На сегодня товарно-специфические субсидии остались, в основном, в животноводческой сфере.
«Отмена любого вида субсидий – это очень сложный процесс. Получатели субсидий, привыкшие к ним начинают, «включать рычаги», подключаются СМИ, блогеры, «эксперты». Инициатора отмены субсидий начинают с различных сторон прессинговать, обвинять во всех грехах, вешать разные ярлыки. Но не смотря на все явные сложности этого процесса, МСХ тех лет приняло отраслевую программу «Агробизнес 2020», где было обьявлено о необходимости сокращения всех этих субсидий, при этом согласно планом программы объем средств, выделяемых на субсидии, не только не сокращался, но существенно и резко возрастал. После принятия программы МСХ сразу взялось за эту работу по сокращению и отмены субсидий. Да, при этом появились несколько новых видов субсидий, но это те виды субсидии, которые были эффективны и не искажали себестоимость, стимулировали применение технологии и обновление основных средств. Эти виды субсидии актуальны и сейчас: инвестсубсидии, субсидирование процентной ставки для СХТП (раньше было только для переработчиков), субсидирование страховых взносов. Договорились со всеми бизнес-ассоциациями, НПП «Атамекен», со всеми акиматами и Правительством, что отменив погектарные субсидии, мы приступим к отмене товарно-специфических субсидий в животноводстве. Срок их отмены был запланирован на 2016-2017 годы. Потом бы настал черед субсидий по гербицидам и удобрениям в растениеводстве и прочим остаткам субсидий, которые искажали себестоимость. Однако, увы, как говориться воз застыл и остался и ныне там — кому хочется быть плохим? Никому не хочется вызывать на себя огонь, загружать себя головной болью. Так вот, субсидии из «желтой» и «красной» корзин так «помогли» нашим фермерам, что они уже буквально подсели на них, и им теперь очень сложно без них», – сетует Мамытбеков.
Возмещая часть расходов, или по другому говоря, возмещая часть недополученных доходов СХТП субсидии довели их до того, что им стало комфортно в убыточной зоне, так как часть расходов (или часть недополученных доходов) возмещается субсидиями.
«Это не только излишняя трата средств из бюджета, самое главное – это поддержка неэффективности и размножение плохой практики, лишение стремления совершенствоваться. Наши птицеводы выживают при яйценоскости в среднем 250 яиц в год, тогда как во многих развитых странах этот показатель колеблется в районе 350. И с таким показателем эффективности как у нас, в другой стране бизнесмен давно бы стал бы банкротом, и на его место пришёл бы более эффективный собствеником активов. При этом наши птицефабрики ничем по стоимости не отличаются от лучших мировых фабрик, и даже дороже их из-за более суровых климатических условий. А это все отражается на доходности бизнеса. Но низкая доходность компенсируется и поддерживается «костылем» — субсидией из бюджета. Построив такие же молочно-товарные фермы, привезя такие же голштинские коровы из Европы, наши фермеры довольствуются 5-6 тыс. литров надоя. Хотя на подобных комплексах зарубежом (даже в ближнем зарубежье) получают 10-12 тыс литров. Мало того, что наш молочник недополучает молока, он еще не стремится получать доход от племпродажи телят, а они очень восстребованы. Не продают они потому, что деловой выход телят до того низкий, что собственного воспроизводства не хватает не то, чтобы продавать излишки на сторону, его (воспроизводства) не хватает даже для собственного ежегодного «ремонта маточного стада» (20-25%). Хотя норма делового выхода телят в молочном скотоводстве в мировой практике достигает 95-100 %. И нормально. Зачем напрягаться? Субсидии нам помогут!» – продолжил он.
Мясники, по словам экс-главы ведомства, по КРС выживают при привесе 1,0 кг/день, хотя можно и нужно получать 1,5-2,0 кг. Деловой выход телят в мясном скотоводстве тоже оставляет желать лучшего. По предложению «Мясного союза» субсидии за килограмм мяса, которые получали откормплощадки, были отменены в 2019 году.
«Также надо сказать, что для отрасли присуще глубокая технологическая специализация, и каждое технологическое звено разбито по разного рода хозяйствам. В отличие от молочного скотоводства, в мясном скотоводстве содержание маточного поголовья, откорм, племенное ядро разбито по разным хозяйствующим субъектам. И привозя скот из-за рубежа в одно хозяйство, сложно добиться мировых показателей, так как нужно изменение генетики, технологии всей отрасли. Сейчас отрасль мясного скотоводства находиться на этом пути изменений. Поэтому, услышав из уст нового министра СХ слова о готовности сократить товарно-специфические субсидии и взяться за эту ношу, я очень обрадовался и хочу высказать слова одобрения этой политики.
Честно говоря, я уже и не ожидал такого рода заявлений от нового (уже правда более полгода в этой должности) министра МСХ. Почему? Так как ничего внятного до этого — за целых полгода, не было им не то что сделано, но и даже сказано, кроме как декларативных заявлений о необходимости улучшить, реформировать или поднять. Нацпроект АПК, закон об ЛПХ, закон о племенном животноводстве не выдерживают никакой критики. Они пустые (проекты законов), декларативные и иногда абсурдные. Но шума — до потолка, времени и энергии сотрудников министерства занимает много, эффекта будет ноль. Поэтому и уже ожидания были такие, что опять 25 — эх зря теряем время! Поэтому сейчас переживаний много — что дай Бог теперь эти заявления не остались бы только лишь заявлениями и словами, а превратились, несмотря на трудности, в реальные и действенные меры по их воплощению в жизнь. Причём не откладывая в долгий ящик, ведь предварительная работа уже была проведена, почва сдобрена, семена посеяны, прецедентов много. Естественно, высвобождаемые суммы от отмены неэффективных субсидий должны быть направлены в те виды субсидий, которые будут оставлены и даже эта сумма должна быть преумножена (мы существенно отстаем по обьему поддержки СХ отрасли от наших соседей по ЕвразЭС). Да, это будет нелегко — количество хэйтеров у него резко возрастет, но это нужная и работа. Кто-то же должен это делать! Эта, на первый взгляд, неблагодарная работа, однако на самом деле востребована и вскоре даст свои плоды — отрасль встрепенется, проснется и станет эффективной. Начнется процесс выздоровления, очищения от наростов неэффективности, иждивенчества, патернализма. Эта работа, которая вначале не всеми будет понята и приветствоваться, в недалеком будущем будет оценена бизнесом и всем обществом положительно!» – резюмировал Мамытбеков.
Подготовила
Варвара Седых,
Нур-Султан