Во многих странах развитие охотничьих хозяйств — это целая отрасль хозяйства, туризма и бизнеса. Международный союз охраны природы провел исследования, в результате которых были сделаны выводы, что охотничьи хозяйства – это форма пользования животным миром, которая приносит высокий доход при менее негативном воздействии на природу, чем, например, земледелие и традиционный туризм.
Сейчас в Казахстане есть ряд проблем, которые мешают развитию данного направления. Своим мнением с редакцией Agroqogam.kz поделился вице-президент Республиканской ассоциации охотников «Табиғат» Айтуар Туганбеков.
«Во-первых, нам нужно провести исследования и сделать инвентаризацию охотничьего фонда, площадей, где и как они должны располагаться. Потому что до сих пор в Казахстане используют данные со времен Советского Союза. Во-вторых, бизнес не заинтересован в создании охотничьих хозяйств, потому что нет государственной поддержки. Пользователи несут большие затраты на содержание егерьской службы, которая охраняет угодья, на подкормку животных и так далее. Но законодательно они вообще не защищены. Нет отдельной категории у этих субъектов бизнеса, они идут как вторичные, у них могут изымать земли. Поэтому никто не хочет вкладываться в долгосрочную перспективу», — говорит эксперт.
Помимо этого, представитель Республиканской ассоциации охотников обратил внимание на то, что сейчас в стране существует множество запретов, которые мешают развитию охотничьего туризма.
«Допустим, приезжает иностранец, хочет попасть в тур в охотничье хозяйство, но стоит необоснованный запрет на передачу в аренду иностранным охотникам оружия. Наши органы видят в этом террористическую угрозу, и ему нужно оформлять многочисленные разрешения, там очень много волокиты.
Также парадоксально, что у нас запрещена охота с охотничьим луком. Это очень перспективное направление туризма, в России ее недавно разрешили. А мы – страна кочевников, для нас это еще и культурное наследие. Другой запрет — охота с хищными и ловчими птицами – соколами и беркутами, которые завезены из других стран. Можно охотиться только с выращенными в Казахстане птицами. В то же время, есть желающие из Средней Азии, стран Персидского залива, и все они довольно платежеспособные, у них обучена птица. Они хотят приезжать к нам, готовы платить большие суммы, но пока запрещено. А это очень благородная, экологичная охота. Тем более, любую птицу чипируют, можно ввоз-вывоз контролировать. Это основные проблемы», — поясняет Туганбеков.
Решение задачи эксперт видит в полном реформировании отрасли.
«В Казахстане 80% – это охотничьи угодья и, соответственно, на этих территориях больше скоплений животных. Должны быть заинтересованные в развитии хозяева, нужно популяризировать это дело, помочь местному бизнесу, и тогда у нас будет и туризм развиваться, и люди деньги будут зарабатывать, и главное – животные будут сохранены и приумножены. Учитывая территорию Казахстана, разнообразность природных ландшафтов, — и пустыни, и степи, и горы. Есть такое эффективное направление — дичеразведение, или сельскохозяйственное разведение диких животных. Только экономически заинтересованное местное население, бизнес, сохраняют животный мир. И, если они будут знать, что приедут туристы, принесут прибыль, если будут давать ограниченное число на отстрел, но при этом более 50% средств поступят на охрану этих же животных, их численность вырастет. И охота – это один из самых эффективных механизмов сохранения животных, в том числе и редких», — заключил Айтуар Туганбеков.
Меруерт Шакенова,
Нур-Султан