Выращивать зерно и овощи мы научились. Проблема в другом: республика по-прежнему испытывает трудности с семенами. За последние три года в Казахстан завезли семена сельскохозяйственных культур на 59 млн долларов.
К примеру, в промышленном садоводстве 80% посадочного материала фруктов приходит из-за границы. В основном, из Италии, Нидерландов. Используются также саженцы из Узбекистана и Кыргызстана. А при промышленной посадке картофеля семена зарубежной селекции составляет 60%. Сорт «Гала» бьет все рекорды. Если говорить о мелкосемянных овощах в защищенном грунте, цифра устрашающая, все 90-95%.
При этом в системе «Национального аграрного научно-образовательного центра» имеются более 650 созданных перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Но на сложившуюся ситуацию в отечественной системе семеноводства это особо не влияет.
На поддержку отечественных ученых тратятся мизерные средства, а СХОС вынуждены поддерживать науку только за счет работы производственных участков.
По мнению экспертов отрасли, в Казахстане отсутствуют стандарты посадочного материала и инспекционные службы, которые контролировали бы деятельность элитных семеноводческих хозяйств.
«Проблемы есть: это плохая материально-техническая база, устаревшая техника и сельскохозяйственные машины, нет или плохо оснащены линии по послеуборочной доработке семян. Также нехватка и текучесть кадров — от простых разнорабочих и механизаторов до специалистов-аграриев, недостаточное внимание и обеспечение сельхоз науки. Влияет и изменение климата: жаркие, без осадков весна-лето-осень, бесснежная зима. Нехватка поливной воды, непригодные оросительные сети, мизерные объемы введенных водосберегающих технологий. Все это в конечном итоге приводит к большим недоборам урожая, ухудшению качества семян и его дефициту, к наполнению внутреннего рынка всевозможными импортными семенами. Могу сказать, что они бывают хорошего качества, но встречаются также сомнительные по посевным качествам и генетической чистоте семена. Увеличение импорта семян приводит к импортозависимости и угрозе продовольственной безопасности страны», – говорит генеральный директор ТОО «Будан» Еркен Шакеев.
К сожалению, купить отечественные семена, в которых был бы грамотно отлажен баланс «цена — качество», сегодня можно, но сложно. Где-то семеноводами еще используются разработки советских времен, которым дают новые названия. Но требуется работать над семенами казахстанской селекции.
К примеру, ТОО «Будан», имея многолетний и весьма успешный опыт работы в области селекции и семеноводства кукурузы и сои, сумел наладить законченный цикл разработки, внедрения, производства и реализации высококачественных семян. Каждый год предприятие производит семена первого поколения семян гибридов кукурузы, которые приравниваются к элитным. Ассортимент производимых гибридов доходит до 15 наименований.
«Думаю, для решения проблемы надо наладить первичное семеноводство, создать стройную систему от оригинаторов до элитсемхозов и семхозов. К тому же, нужно создать базу генофонда растении, единый генетический банк. Требуется разработать механизм господдержки для отечественных селекционеров и семеноводов и укрепить материально-техническую базу семеноводческих хозяйств. Важно внедрять новшества науки и техники», – рассказал корреспонденту Agroqogam.kz Еркен Шакеев.
Ещё одна серьёзнейшая проблема – кадры и несовершенство системы распространения знаний. Молодых учёных-семеноводов можно по пальцам пересчитать, большинству же – за 60 лет. А это критический момент, сопряжённый с освоением новых технологий. Сейчас модно говорить про цифровизацию, про спутниковые снимки, точное земледелие и прочее. А в реальности, не делается даже элементарного.
«В целом по стране особо гордиться нечем, но по отдельным отраслям есть чем, если не гордиться, то хотя бы порадоваться. Например, наше предприятие на сегодняшний день успешно конкурирует с зарубежными производителями семян кукурузы, занимая до 60% внутреннего рынка по реализуемым сельхозтоваропроизводителям семенам».
Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Это только на первый взгляд кажется, что проблема посадочного материала – вопрос незначительный. На самом деле она ключевая для обеспечения продовольственной безопасности страны. Селекция и семеноводство – сферы, которые гарантируют, что агросектор не умрет в случае любых глобальных кризисов.
Ученые и эксперты отрасли это понимают. Может, и тем, кто «наверху», пора пересмотреть свои взгляды на этот вопрос.
Ксения Кожабаева,
Костанайская область