Юрий Малышко: «Мы уже не смотрим на доходность каждого кусочка земли. Нет задачи хапнуть»

Фото из открытых источников

Свободная ниша — это новые возможности для бизнеса. Предприниматели, которые это понимают, идут на риск и берутся за то, от чего другие бегут, создают и продают не просто некий абстрактный продукт, а целую историю. Так произошло с фермером из Федоровского района, руководителем ТОО «Трояна» Юрием Малышко. Он один из первых в Казахстане начал применять технологию No-Till у себя в хозяйстве.

После перехода на нулевую обработку почвы урожайность у главы ТОО «Трояна» увеличилась вдвое, причем за короткий срок. Сейчас поля фермера способны впечатлить многих аграриев: на них круглый год растут различные культуры и почти не используются удобрения.

Приехав в поселок Пешковка Федоровского района, я услышала от местных о фермере по фамилии Малышко, который из обычного строителя, оставшегося без работы в 90-е годы, стал главой успешного аграрного ТОО. Рассудительный, колоритный и улыбчивый. Такое впечатление он произвел при первой встрече. Не спеша мы говорили о сельском хозяйстве, мои эмоции от которой, забегая вперед, проще всего выразить словами героя Венички Ерофеева: «С тех пор я не приходил в себя и никогда не приду».

Сельским хозяйством Юрий Малышко начал заниматься в 1996 году. В самые сложные времена. Ни денег, ни соответствующих знаний за плечами у начинающего фермера не было. Но было главное — желание что-то изменить. И постараться убедить людей, что в сельской местности можно развиваться и зарабатывать немалые деньги.

«Тыкались тогда как слепые котята, дыр было больше, чем заплаток. Но тем не менее, пошло становление. Работали поначалу как наши отцы и деды. По классической системе земледелия. Так учили, наверное, и сейчас учат. Главная установка была: надо глубже вспахать. Позже мы поняли, что зашли в тупик, целиком и полностью зависим от погоды. Вспахав землю, мы надеялись на какие-то осадки. Осадков нет, значит, все мы в проигрыше. Тогда-то и пришло осознание, что надо что-то менять», — рассказывает глава ТОО «Трояна». 

По словам Юрия Малышко, не имея опыта, он и его единомышленники понимали, что человек должен работать по законам природы. Это и стало точкой отчета.

«Я четко понимал, что к нашему земледелию следует относиться с позиции философии. Когда встал вопрос о диверсификации, начали пробовать сеять рапс, лен и бобовые культуры. То, что имеет спрос на рынке. Другие культуры начали внедрять чисто из экономических соображений, повысилась доходная часть, меньше стали зависеть от рынка. Сегодня в ТОО «Трояна» посевная площадь составляет 8,5 тыс. га, и мы здесь придерживаемся собственного плодосменного севооборота.

Для нас в приоритете чередование корневой системы. Мы уже не смотрим на доходность каждого кусочка земли. Нет задачи хапнуть. Меня, к примеру, спрашивают, зачем ты сеешь просо. Оно же на рынке стоит недорого.

Я объясняю людям, что мне это нужно для поддержания плодородия земли. А на меня смотрят с недоумением и у виска крутят», — поделился фермер.

Начать с нуля. А точнее – внедрить систему No-Till Малышко решил в 2012 году. Популярная на Западе, в нашей стране эта технология только набирает обороты.

Аграрии знают о ее преимуществах: экономии материальных ресурсов, сохранении плодородия почвы, повышении рентабельности производства. Но порой фермеры остаются без урожая. Юрий Малышко уверен, если работать по уму, неприятностей можно избежать.

«Если весной растения на моем и на соседнем поле были одинаковыми, то сегодня мои поля выглядят гораздо лучше. Причем в этот засушливый год при недостатке влаги. Девять лет мы работаем по этой технологии и не жалуемся. К тому же, уже пару лет, как пошло уменьшение пестицидов при сохранении урожайности», — продолжает Юрий Малышко.

Несмотря на то, что в хозяйстве имеется весь набор почвообрабатывающих орудий, все обработки почвы здесь отменены. Культиваторы, дискаторы, бороны, чизельные плуги и щелерезы остались в прошлом.

Начиная с 2011 года в ТОО «Трояна» начали применять очесывающие жатки. Это был один из вариантов решения проблемы накопления влаги. С этого началось формирование нового механического парка.

«Я покупаю на сегодняшний день очень высокопроизводительную технику. Меняю хорошие комбайны на еще лучшие, иду в кредиты и лизинги с одной целью, я столкнусь через пять лет с проблемой отсутствия кадров. 15 лет назад у меня было 30 механизаторов, сейчас их 12 на 8,5 тысяч гектаров. Если у меня была бы сейчас старая техника, мне этого количества людей не хватило. Поэтому я заранее готовлюсь, что их останется 5-6 человек. Кто сейчас в селе остается? Те, кто закончил девять классов. А у нас все про цифровизацию, космос, технологии современнейшие говорят. А кто их будет продвигать? У меня, к примеру, механизатор — бывший железнодорожник. Где брать людей с высшим образованием, которые захотят работать в селе?», — недоумевает фермер.

Дефицит квалифицированной рабочей силы в агросекторе стремительно растет. Причин тому немало: низкая заработная плата, непривлекательные условия жизни на селе, внедрение высоких технологий и оборудования, которые требуют определенных знаний и умений.

Но есть и еще одна причина, о которой часто забывают, но которая является едва ли не основной. Это неспособность многих аграрных вузов подготовить кадры, знания которых будут востребованы на рынке. Большинство студентов сельхозакадемий обучались по устаревшим программам.

«Проблема в том, что нет развития регионов и, как следствие, развития потенциала рабочей силы. Сейчас малые села рушатся, люди уезжают в города и соседнюю Россию. Нет специалистов, агрономов и механизаторов. Это проблему никто не хочет решать. Я, будучи депутатом областного маслихата, это все своими глазами наблюдал. Видел, кто учится в сельхозинститутах и что связь с нашей наукой на нуле. Мы, по сути, брошены. Выживает тот, кто удачнее и смышленее. Ну, спасибо государству, — дает субсидии за ГСМ, гербициды, налоги мы небольшие платим. Но это капля в море. Наше село Пешковка на трассе стоит и стратегически очень удачно расположено, а водопровод только в этом году провели. А те деревни, которые в стороне, вообще забытые богом регионы. О чем тут говорить… Я всю жизнь прожил в селе и когда вижу, что происходит, мне как ножом по сердцу. Объявляются программы, с трибун звучат громкие слова. И в итоге что?» – задал риторический вопрос собеседник Agroqogam.kz.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.