Фермер Виктор ЧУРСИНОВ: «Наше поколение уйдет, и кто дальше будет заниматься землей и хлебом?».

Одно из крупнейших хозяйств Аулиекольского района Костанайской области – КХ «Чурсинов» сегодня обрабатывает 3 500 гектар земли, из которых 2600 гектар засеивает пшеницей. Глава КХ Виктор Чурсинов поднял свой бизнес в тяжелые 90-е, превратив его в дело всей жизни.

Родители Виктора Васильевича родом из Ставрополья, приехали в Казахстан в 1961 году на целину. Корни пустили в поселке Новонежинка. Виктор Чурсинов вспоминает, что в сельское хозяйство он пришел через личный сарай.

«Домашний скот отец мой держал, этим бесповоротно занимались, потому что надо было жить. Мой дядя был высококлассным механизатором и комбайнером, я крутился вечно возле него, все любопытно было. После 10-класса посадили меня на комбайн, и я начал хлеб убирать. Вот так в 1971 году и началась моя трудовая биография в сельском хозяйстве», – рассказывает корреспонденту Agrogam Виктор Чурсинов.

После распада СССР наступили тяжелые времена, надо было выживать, кормить семью. В 1996 году Виктор Васильевич рискнул и организовал собственное крестьянское хозяйство, сеять  начал со 100 гектаров.

«Это был титанический труд. Мы собирали всю бросовую технику, мыли, красили, приводили в надлежащее состояние, платили налоги. С этого и начали расти. Сейчас у нас 2 600 гектаров пашни, где мы сеем пшеницу. Из них 70% земли куплено для временного пользования. Цель у нас тогда была одна – расширить площади.  На малых площадях не развернешься. Мы этот этап осилили», – рассказывает глава КХ.

Кредиты фермер не брал принципиально, старался жить по средствам. Лучше затянет пояс потуже, чем возьмет на себя долговое бремя. А вот помощь от государства пришлась как нельзя кстати.

«С сыном мы решили развивать и животноводческое направление. Начали закупать новые МТЗ. Вся техника, которая была задействована на развитие животноводческих вопросов, субсидировалась под 50%. Приобрели мы дорогой посевной комплекс, его стоимость более 40 миллионов тенге. По линии ЕС там тоже хороший процент возврата был. Поэтому поддержка именно в этих вопросах чувствуется», – отметил Виктор Чурсинов.

Сейчас у Чурсиновых 100 голов КРС породы казахская белоголовая и 20 голов лошадей

Животноводством Чурсиновы стали заниматься, чтобы без дела в зимний период не сидеть.

«Подорожание кормов на нас никак не повлияло. У нас есть заливные лиманы. Второй году страшная засуха, а мы косим лиманное сено, то есть на выращивание сена мы не тратимся вообще.

Может кого-то пугает, что оно ниже по качеству, но нам подходит. В этом году мы заготовили 2500 тысячи рулонов, 600 тонн сена у нас есть. Не только для себя, но и на продажу. В 2019 году мы за счет сена все агролизинги проплатили. Реализовали его на 20 миллионов тенге. Если говорить о рентабельности молочного или мясного направления, я бы их не делил. Если мы будем выделять что-то одно, мы загубим здоровье людей.

Сейчас молока настоящего цельного не хватает, мясо какое с Китая нам поставляют, его в рот не вопрешь. Пусть это грубо будет сказано. Но так оно и есть», – продолжает Виктор Чурсинов.

Решил фермер вопрос и с семенами. Уже два года он закупает их в Кургане.

«Качество семян это очень серьезный вопрос. Мы купили 20 тонн Омская-36 на опытной станции. Они серьезно этим занимаются, мы им доверяем. На следующий год посеем и потом опять к ним поедем закупаться.

Семена сертифицированы, надежные и апробированные. В этом году страшная засуха была, но на нас это не повлияло.

Я не хочу ставить под сомнение работу наших казахстанский ученых, но у меня нет времени для маневров, чтобы пробовать именно наши сорта. Поэтому мы идем по накатанному пути», – говорит фермер.

В этом году КХ «Чурсинов» исполнилось 25 лет. За четверть века много было трудностей и проблем. Но, по словам фермера, главная – это погодные условия. Для тех, кто серьезно занимается землей, дождь, как манна небесная. А еще нехватка квалифицированных кадров.

«Я и сын имеем инженерное образование. Поэтому привыкли сами все вопросы решать. Но не хватает механизаторов. С каждым годом эта проблема стоит все острее. Этот вопрос на государственном уровне решать надо.

В советское время была сильная идеология. Механизатор, хлебороб это звучало гордо. А что сейчас? Поэтому хочется, чтобы были подвижки в этом направлении. Наше поколение уйдет, и кто дальше будет заниматься землей и хлебом…».

Бригада КХ “Чурсинов”

Недоволен фермер и введением утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику. В правительстве такую необходимость объясняют созданием условий для развития собственного производства, защитой отечественных предпринимателей и обновлением парка сельхозтехники. 

«Как фермер я недоволен. Мы выросли на металлоломе, налоговое бремя на нем держали, потом стали обновлять машинотракторный парк, а теперь еще при покупке нового комбайна или трактора налог платить? Никакой логики нет. Это вопросы к министерству», – считает Виктор Чурсинов.

Отток людей из деревень – общемировая проблема, и казахстанские реалии ей соответствуют. Чтобы любой процесс жил и развивался, у него должно быть топливо. Самое стабильное топливо –  это деньги. Поэтому в развитии небольших населенных пунктов, как и во всем остальном, действует принцип — монетизируй или погибнешь. Чурсинов уверен, что на селе сейчас остаются те, кто влюблен в свое ремесло.

«В перспективе мои планы это только развитие. А сельское хозяйство в нашей стране я бы хотел видеть передовым. Хотя знаете, по Костанайской области со многими фермерами общаюсь, есть среди них очень яркие, талантливые представители. Я бы не сказал, что у нас сельское хозяйство отстает. Люди очень много средств вкладывают, чтобы работать на производительной технике, чтобы культура производства была на высоте», – заключает глава КХ.

Записала Ксения КОЖАБАЕВА, Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.