Для пивоваренной отрасли в каком-то смысле настала новая реальность, связанная со сложной международной и экономической обстановкой в мире.
Оборудование, запчасти, компоненты, логистика подорожали в разы. Влияет на ситуацию конкуренция на внутреннем рынке и засилье российской продукции. Но несмотря на все вызовы, объем отечественного производства пива растет.
Хмель развеялся
«В настоящее время отечественный рынок пива переживает не самые лучшие времена. Статистика показывает, что в первом квартале было падение по сравнению с 2022 годом. Во втором квартале есть небольшой подъем. Если говорить о нашем предприятии, мы этого особо не заметили, у нас прирост по сравнению с прошлым годом. Он составил 15,4 процента. Если в прошлом году произвели за полгода около 27 миллионов литров пива, то в 2023 за то же полугодие 31 миллион. Динамика видна. Это притом, что несколько раз в течение года поднимали цены, но не сильно, на 5-10 процентов», — рассказывает представитель фирмы «Арасан» Юлиана Забара.
Препятствуют развитию конкуренты. По оценке исследовательской компании TEBIZ GROUP, в Казахстане первое и второе место на рынке занимают транснациональные компании – Carlsberg, Efes. На третьем месте фирма «Арасан», совместно с рудненским филиалом. Они занимают наибольшую долю рынка, но это фасовка. По разливному пиву местная фирма в лидерах.
В последнее время не может не огорчать, что возросла доля импорта пива.
Скорее всего, это связано с падением российского рубля, поэтому для производителей из России выгоднее и интереснее продавать свою продукцию на рынках Казахстана. Геополитическая ситуация влияет на всех. Мы пережили не самые лучшие времена – пандемию, закрытие и открытие границ. Это отразилось и на инвестпроектах, и на производственных процессах. Всё оборудование, которое у нас есть на заводе, импортное. Соответственно, аналоги запчастей только в Европе, естественно, это влияет на цены. Например, хмель покупаем в Германии. Это относится к ферментам и стабилизаторам. Мы также или ждем очень долго, или доставка будет очень дорогая. Специально цены отслеживали, к примеру, за 2022 год они выросли от 30 до 40 процентов. И в 2023-м продолжают расти.
Разливное в фаворе
В первую очередь, стараемся насыщать местный рынок – Костанайскую область. Здесь, конечно, конкурентов у нас нет. На втором месте по объемам продаж у нас Центральный Казахстан и ЗКО, большой объем разливного пива забирает Алматы. Экспорт уходит в сетевые магазины России. Помимо этого, есть крупные дистрибьюторы, в основном, это приграничные регионы, они покупают как фасованную, так и разливную продукцию. Объем экспорта у нас достигает от 10 до 15 процентов от всего объема реализации. Новые бренды выпускаем ежегодно. Интересно, что южные регионы забирают более мягкие сорта, а северные предпочитают более тяжелые. Запад, восток и центральные регионы приобретают полный ассортимент товаров. Кстати, покупатель предпочитает в большей степени разливное пиво. Мы заметили, что баночная продукция лучше продается на территории Казахстана, а вот бутылочная – на территории России. Доля баночной продукции по сравнению с бутылочной в Казахстане составляет 70 на 30 процентов, тогда как в России доля бутылочной в сравнении с баночной 90 на 10.
В 2023 году была задача установить новую кеговую линию, мы ее приобрели, остался монтаж. Купили ее, потому что летом упираемся в производственные мощности линии. В планах на 2024 год расширять и обновлять инфраструктуру, обслуживающие и вспомогательные производства несмотря на то, что объем продаж достаточно большой, но потребности еще больше», – рассказала Юлиана Забара.
Ксения Кожабаева,
Костанайская область
qogam-media.kz