Крошечный поселок находится в 30 километрах от России и в 135 – от Актобе. Здесь и живет фермер Жанабай Жакитаев. Хозяйство у него небольшое — пастбище, сенокос, 109 га посевной площади и отара овец. Никуда из Джусы он уезжать не собирается. Сеет, косит, пасет скот и верит, что цигайские овцы, которых он разводит, когда-нибудь снова будут нужны стране, передает Agroqogam.kz.
В выходной день рано утром со старейшим зоотехником Сагындыком Жетыгариным едем в Джусу. Аксакал бывает там каждую весну. Он редкий специалист, один из авторов казахского внутрипородного типа цигайских овец. Тех самых, что похожи на живое руно и которых держит джусинский фермер Жанабай Жакитаев. Шерсть у этих овец белая, густая, длинная и прочная: раньше только из них выпускали парашютные стропы. Еще такую шерсть использовали для станков, на которых выпускали бумагу для советских рублей. Из цигайской шерсти много что делали.
Родина таких овец и баранов – совхоз Жеренкопинский Актюбинской области. Там в 50-х работал молодой зоотехник Сагындык Жетыгарин. Сейчас каждый год перед стрижкой овец он ездит в Джусу, чтобы провести бонитировку. Это своеобразный «кастинг» среди животных. Их сортируют, отбирают крупных, с густой шерстью и хорошим весом, чтобы в дальнейшем получать от них потомство.
Сагындык Жетыгарин на бонитировщика и эксперта по шерсти выучился в свое время в Москве. Другого такого специалиста в Актюбинской области нет. При сортировке у животных проверяют все качества, даже есть ли у них шерсть на брюхе. Это очень важный показатель. Дело в том, что до самой лютой зимы цигаи пасутся в степи, тебенюют — добывают подножный корм, и шерсть на брюхе у них должна быть обязательно. Нет — животных бракуют. Раньше Сагындык Жетыгарин ездил на бонитировку еще в три хозяйства – Токмансай и Алгабас в Алгинском районе, в Кумжарган в Мугалжарском районе, но сейчас там такую работу не проводят.
Фермер Жанабай Жакитаев племенным овцеводством занимается почти 20 лет. Сагындык Жетыгарин, несмотря на свой преклонный возраст, помогает ему. Выезжает в Джусу, осматривает скот, дает советы.
Ехать до поселка от Актобе по прямой проселочной дороге – 2 часа. Этой дорогой пользуются с мая до начала декабря. В снег и грязь путь в поселок только через районный центр Мартук, а это крюк 135 км.
Пейзажи за окнами машины красивые — зеленая, не выжженная еще солнцем степь, березовые рощи, рядом с Джусой – ели и сосны. Сам поселок утопает в зарослях клена, оставшееся 3 дома среди них надо еще сыскать.
У въезда в поселок старая база, дальше – развалины СПТУ. В густой траве – металлолом от сельхозтехники.
«В советское время сюда в училище направляли молодежь из России, Молдавии, Прибалтики. Местных тоже было много. Вначале это было училище механизаторов, потом СПТУ, оно готовило кадры для целины, — рассказал Жанабай Жакитаев, когда мы приехали. – До этого здесь стояла геологоразведочная экспедиция. Тут нашли нефть, но добывать ее не стали, запасы оказались слишком маленькими».
В 70-х училище перевели в другой район, жителей стало меньше, в 90-х из Джусы уехали почти все. От магазина, бани, общежитий и домов теперь не найти даже развалин.
Сейчас здесь живут три семьи. Старожилы — бывший мастер училища и его супруга умерли один за другим несколько лет назад. В их доме остались два сына. На окраине поселка дом Жанабая, недалеко от него — другого фермера. Тот занимается зерновыми. Вот и все население Джусы. Трое детей Жанабая живут в другом селе у тети, потому что там есть школа. Второй фермер своего ребенка возит туда каждый день на учебу сам.
Ближайший магазин тоже в соседнем селе. И врачебная амбулатория там же. Зимой, если нужна медпомощь, джусинцы добираются туда на аэросанях или на машине.
«Когда дети были маленькими, если супругу некогда, мы ездили туда на лошади. Зимой на санях, летом на телеге. Мы привыкли», — смеется супруга Жанабая Маржан.
В их семье пятеро детей. Два старших сына – студенты, трое — школьники.
Пока солнце не взошло высоко, и не наступила жара, Сагындык агай предлагает приступить к работе. В хозяйстве для бонитировки соорудили раскол – металлические ограждения установили так, чтобы между ними можно было удерживать барана. На выходе – калитка. Жанабаю помогают его брат Тлеген, он же совладелец хозяйства, и сыновья. Для бонитировки барана или ярку укладывают на весы, взвешивают, затем загоняют в раскол. Сагындык агай и Жанабай располагаются за ограждением. Один осматривает животных, измеряет длину шерсти, проверяет ее густоту, тонину, второй все записывает. Соизмерив все показатели, Жетыгарин определяет классность животного, ставит на ухо метку. У всех животных есть номера, на каждого в крестьянском хозяйстве имеется «досье». Овец в КХ «Карим» 111, они прошли бонитировку еще в прошлом году. Этой весной от них получили 125 ягнят.
В этом году бонитировке подлежали 40 ярок и 35 баранчиков. На эту работу уходит почти 3 часа.
«Вес 32 килограмма, длина шерсти 21 см, тонина 58-48, элита», — диктует Сагындык Жетыгарин, осмотрев очередную ярку. — Вес 35 кг, шесть 2Н (то есть густая – Авт.), длина шерсти 16 см, тонина 56-50, элита». – диктует он.
Почти все ярки в отаре специалист отнес к элите. Это результат многолетней племенной работы, которую ведут в КХ «Карим».
Тяжеловесом в этот день оказался баран, который весит 92 килограмма. От него в дальнейшем и будут получать потомство, применять искусственное осеменение. Небольшую часть стада Жетыгарин отбраковал. Эти животные пойдут на мясо и на продажу.
Год назад, по данным управления сельского хозяйства, в области насчитывалось около 10 тысяч г цигайских овец. В 80-х их было 13 миллионов! Из 15 районов Актюбинской области их содержали в девяти. Это было очень рентабельным делом. Шерсть цигайских овец оправдывала все затраты на их содержание, поэтому в Казахстане ставили цель довести их поголовье до 50 миллионов.
По словам Сагындыка Жетыгарина, над внутрипородным казахским типом цигайских овец они работали с 59-го года. В Жеренкопу для этого из Москвы приехал ученый Моисей Коган-Берман и профессор Александр Жиряков.
«Цигайских овец разводили тогда на Украине и в Молдавии, но территории их были слишком малы, и животных решено было размножать в Казахстане, — рассказывает старейший зоотехник. – Завезенные овцы были не для наших суровых условий, и нам надо было вывести свой тип. При этом задача стояла, чтобы по продуктивности они превосходили своих предшественников».
Первых овец в регион привезли из других республик. У приазовских овец шерсть была длинная, но редкая, а у алгайских – густая, но короткая. Животных скрещивали с баранами других заводов, местных курдючных овец — с чистопородными цигаями. Желательный тип отбирали и работали над совершенствованием его качеств. Первые результаты селекционеры получили через 5 лет. Тип назвали «казахским». Годы ушли, чтобы улучшить продуктивность животных. В результате получили баранов, которые весили по 95-100 килограммов, овцематок по 52-54 килограмма, шерсти они давали по 8,5 и 4,5 килограмма. Разводить таких животных было экономически выгодно.
Шерсть цигаев тогда была очень востребована. Работали перерабатывающие предприятия, оттуда сырье шло на другие фабрики. Из шерсти получали теплые одеяла, трикотаж, из цигейки шили шубы и шапки. Шерсть шла на ковры, кожа – на сафьян. Но пришли 90-е, и ценнейших животных пустили под нож. Фабрики по переработке шерсти и шубные заводы закрылись, интереса разводить цигаев у государства не стало.
…Жанабай с братом Тлегеном выросли в Джусе. Они получили после развала свои паи, открыли хозяйство, и никуда из родного поселка уезжать не хотят. У них есть пастбища, посевы, скот. Цигаи до самой зимы пасутся в степи, что очень выгодно для их содержания, а вот девать шерсть некуда. В прошлом году братья ее использовали для утепления хозпостройки. В этом небольшую часть надеются продать. Сырье просят на носки, варежки, шитье одеял. Остальное, увы, снова закопают или сожгут.
«Получается, заниматься цигаями не выгодно: шерсть тоннами сжигаете, мясо особым спросом не пользуется, но вы их содержите. Зачем?» — спрашивают я у Жанабая.
«Я уверен, настанет день, когда про этих овец еще вспомнят. Кто-то должен их сохранить. Каждая овца и баранчик у меня с родословной, мы занимаемся племенной работой. Хорошо, что есть Сагындык Жетыгарин, который, несмотря на свой возраст, делится еще своими знаниями, дает советы. И дело тут не в выгоде. Цигайские овцы – это казахстанский бренд и наш долг – не дать ему исчезнуть».
Айгуль Куандык,
Актюбинская область
Agroqogam.kz