Верблюдовод Алмат Нурмаханов: «Наша продукция расписана буквально пофамильно. Когда режем скот, выстраивается очередь»

Фото: alau.kz. kstnews.kz. atameken.kz

Степи Рудного – это, конечно, не мангистауские просторы и не южные широты, в которых разводят подавляющее большинство верблюжьего поголовья страны. Климат в Костанайском регионе суровый, но тем интереснее фермеру Алмату Нурмаханову было рискнуть. И доказать себе и другим, что даже в таких непростых условиях можно развивать экзотический бизнес.

В его стаде имя есть только у одной верблюдицы. Ее зовут Голиаф. Фермер Алмат Нурмаханов под впечатлением от просмотренного фильма назвал ее в честь известного воина-великана.

Верблюдами он заинтересовался, когда жил в Узбекистане. Правда, там держал кораблей пустыни, только для себя. Переехав в 2003 году на историческую родину, Алмат Нурмаханов 15 лет отработал на фабрике АО «ССГПО». Работа и зарплата стабильная. Но чего-то не хватало. Отучился на курсах и пустился в свободное плавание, занялся любимым и давно знакомым делом.

«Когда приехали в Рудный о животноводстве начал думать, наблюдать, анализировать возможности и рынок сбыта. Понял, что тягаться и отвоевывать собственного потребителя, занимаясь разведением коров, будет непросто. Здесь есть серьезные поставщики. А вот верблюдоводов нет. Думал-думал… А тут государственная программа «Еңбек» подоспела, она как раз за развитие частного предпринимательства выступает. Я отучился, получил сертификат и решился. На льготных условиях получил кредит, переехал с семьей в село Юбилейное, в городе же верблюдов держать не станешь, купил пять голов. Привез их из Амангельдинского района, где люди разводят верблюдов на личном подворье. За каждого верблюда заплатил 550 тыс. тенге», – рассказал фермер корреспонденту Agroqogam.kz.

У верблюда – вкусное мясо, оно похоже на говядину. Шерсти много, ее можно прясть. Молоко жирное и целебное, говорят, помогает в лечении рака. В общем, животное полезное во всех смыслах. Одно плохо – характер у верблюда мерзкий. Зверь этот упрямый, своенравный, хозяев плохо слушается, может убежать или напасть. Поэтому в костанайском регионе у Алмата Нурмаханова конкурентов нет. Ближайшие соседи-верблюдоводы – в торгайской степи, за 700 километров.

«Наша область отстает от других регионов, не особо подходит климат для выращивания верблюдов и не каждый справится с этим животным. Но в целом, считаю, верблюдоводство перспективной отраслью. Сейчас я стараюсь удовлетворить спрос в первую очередь жителей Рудного и Костаная. Есть потребители из соседних областей. Продукция, получаемая от верблюдов, расписана буквально пофамильно. Таков спрос. Когда зимой скот режется на мясо, в очередь становятся заранее. Тушу делим на 12 частей и бросаем жребий, кому какая часть достанется. Чтобы не обидно было», – смеется Алмат.

Фермер убежден: казахстанская продукция обязательно найдет своего потребителя далеко за пределами страны. Мы, привыкшие к натуральным продуктам, даже не можем представить, насколько это ценно. Только вот это уже в компетенции других людей: политиков, финансистов. Пока же система возможной поставки за рубеж исконной казахской продукции проблематична из-за бесконечной череды согласований, маркировок, разрешений.

«После участия в казахстанско-египетском форуме, который прошел этим летом в Шарм-эль-Шейхе, я сильно вдохновился. Уж где-где, а в Египте толк в верблюдах знают. Только вот рассматривают их в большей степени как средство передвижения. Скаковые верблюды – это про Египет и бедуинов. Верблюжий курт египтяне, удивившись, попробовали впервые из моих рук»,- с гордостью говорит верблюдовод.

Сейчас у Нурмаханова 30 верблюдов молочных и мясных пород. От самцов почти нет прока, за исключением мяса и в качестве производителя. В его стаде один такой, с собственным пирсингом, как говорит фермер, «мурундуком». Огромный, два метра ростом, мохнатый, важный, он держится особняком. Поодаль верблюдицы с подросшим молодняком. Особенное расположение у Алмата к нарам. Нар – это гибрид первого поколения двугорбого и одногорбого верблюда. Они дают высокие удои, выносливы и неприхотливы.

«Моя главная проблема, как и у многих фермеров сейчас, найти пастуха. Из-за низких зарплат и тяжелых условий, никто не хочет работать. Это ведь каждый день, без выходных и в жару, и в стужу требуется выезжать на пастбище. Кто захочет? Чтобы решить вопрос с кадрами, людей следует обучать. Острая проблема в специалистах, нет хорошего ветеринара, зоотехника. Эти профессии, к сожалению, сегодня не популярны. В советские времена сельское хозяйство развивалось. А сейчас люди из сел уезжают в города за лучшей жизнью. Если так будет продолжаться, через 50 лет нечем будет кормить народ. В селах надо создавать условия для бизнеса. А у фермеров должен быть сбыт», – сетует Нурмаханов.

Чтобы пережить тяжелые времена, Алмат Нурмаханов принял решение открыть и развить экотуризм в окрестностях. Он уже взял в аренду землю в районе Беимбета Майлина. Теперь ведутся переговоры о возможности оснастить территорию инфраструктурой. Именно здесь городские жители смогут вдоволь пообщаться с удивительными горбатыми созданиями, покататься на них и попробовать полезную продукцию.

Ксения Кожабаева

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.