Сложившуюся ситуацию по особенностям транспортировки товаров железнодорожным транспортом прокомментировал для Agroqogam.kz председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов.
Говоря о планируемых уже весной поставках шрота и жмыха в Китайскую Народную Республику, руководитель отраслевого союза коснулся проблем железнодорожной инфраструктуры, которые взялись изучать в министерстве индустрии и инфраструктурного развития https://qogam-media.kz/kazahstan-nachnet-postavlyat-maslichnyj-shrot-i-zhmyh-v-kitaj-uzhe-v-blizhajshee-vremya/. По его словам, вопросов к логистике в нашей стране сегодня действительно очень много и большинство из них носят системный характер.
«Первая проблема – недостаток тяговых и маневровых локомотивов. Вторая – износ железнодорожной инфраструктуры. Её необходимо обновлять, но этого не происходит. Печальный результат всего этого для бизнеса – периодический сход вагонов», — отмечает Ядыкар Ибрагимов.
Третий важный момент, беспокоящий всех переработчиков, – отсутствие цифровизации, с чем отраслевики и связывают проблемы с согласованием планов и дальнейшим простоем вагонов.
«Четвертый пункт – недостаточная компетенция кадров на железной дороге. Все мы знаем, что там не слишком притягательные зарплаты, отчего и постоянно происходит отток специалистов. В том числе и по-настоящему профессиональных», — подчёркивает Ибрагимов.
Следующая проблема, указанная главой Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур, – устаревшие нормативные акты. Логистическая сфера забюрократизирована, что создаёт во многом искусственные преграды для предпринимателей. Притом наш бизнес не защищён ни в собственных границах, ни за их пределами, считает эксперт. У Казахстана по логистике сегодня в отличие от соседей – Китая, России, Узбекистана, самая слабая переговорная позиция, основанная на политике постоянных уступок.
В данный момент перед переработчиками маячит перспектива увеличения объёмов экспорта на китайский рынок, но указанные проблемы в транспортировке грузов вызывают у представителей отрасли тревогу. Тот же простой вагонов внутри Казахстана не позиционирует нас как надёжных партнёров. Поэтому за решение этих вопросов ответственные органы должны взяться безотлагательно.
«Есть конкретные примеры того, как наши вагоны простаивают. Ко мне обратились представители одного из малых заводов, которые входят в нашу Ассоциацию: с 14 февраля на станции Ак-Булак стоят 4 цистерны с подсолнечным маслом, стоят без движения. Пункт назначения – Достык . А им каждый день такого простоя оборачивается штрафами. Такова на сегодня реальная картина казахстанской логистики», — резюмирует Ядыкар Ибрагимов.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz