Рынок автоперевозок Казахстана захватывают белорусы?

Иностранные перевозчики прочно закрепляются в нашей стране, вытесняя отечественный бизнес, передаёт корреспондент Agroqogam.kz.

О ситуации на рынке международных автоперевозок в Казахстане рассказал председатель отраслевого совета транспорта и логистики Палаты предпринимателей СКО, руководитель компании «NK-CARGO» Омари Харбедия. По его словам, с прошлого года в Казахстан стали активно заходить белорусские перевозчики. В РК они никаких препятствий не встретили, и за год настолько развернули свою деятельность, что местный бизнес, занятый в этой сфере, остался не у дел.

«После введения санкций к нам зашли белорусские перевозчики, которые в конечном итоге завладели 75% рынка. Это показывает отраслевой анализ. Те, кто должен был защитить наш рынок, а это наша ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Комитет транспорта, никак не отреагировали. Что касается «КазАТО», то вообще удивила их позиция. Они не то, чтобы защитить, а, наоборот, окрыли двери и встали на сторону белорусов», — посетовал Харбедия.

Эксперт отмечает, что даже россияне на отечественный рынок влияют гораздо меньше, чем белорусы. Для последних перевозки – это все равно, что добыча нефти. Не имеющая богатых ресурсов Беларусь сознательно делает ставку на свой логистический потенциал, поясняет Харбедия.

По словам представителя отрасли перевозок, без защиты со стороны государства, нам такую конкурентную борьбу не выдержать. По разным оценкам в Казахстане на рынке насчитывается около 8 тыс. единиц автотранспорта. У белорусов в 5 раз больше. Партнёр по ЕАЭС в целом имеет отличную инфраструктуру и возможности для развития транспортного бизнеса. Для сравнения, если казахстанский автопарк имеет всего 5% обновления, то в Беларуси доля новых машин составляет 50%.

«Наше государство оказалось не способным защитить наш рынок и казахстанский бизнес. Соответственно, получилось так, что они стали заходить, не видя никаких юридических препятствий, на наш рынок, где не нужно никаких ни правил, ни требований: зарегистрировались, привезли машину, поставили на временный учёт, получили казахстанские номера и спокойно работают без каких-либо сборов. Сначала никто на это не реагировал, думали, что всем работы хватит, но к концу года уже было понятно, что рынок фактически захвачен», — говорит грузоперевозчик.

Предприниматель считает, что на государственном уровне необходимо принять меры, которые могли бы притормозить эту экспансию, дав отечественным перевозчикам шанс на выживание. Решение проблемы ему видится в запрете перецепки и установке определенных правил, когда в первую очередь грузятся казахстанские машины, а потом уже иностранные. Подобные меры, указывает эксперт, применяются в той же Беларуси, где собственным перевозчикам даётся полный карт-бланш, тогда как транзитные фуры, в том числе и казахстанские, сталкиваются с бесконечными проверками и вынужденными простоями.

«Нельзя же так нагло прийти и нас с нашего же рынка вытеснить! Мы сейчас набрали этих машин, у всех финансовое бремя перед банками, у всех есть водители, которым нужно платить зарплаты, семьи. Столкнулись с проблемой, что нет возможности ни с кредитами рассчитываться, ни нормальные деньги платить водителям. Они будут уходить, причём к нашим конкурентам. Такое ощущение, что на отрасль махнули рукой», — резюмировал Омари Харбедия.

Павел Притолюк,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.