Коллапс от Минсельхоза: есть ли альтернатива ЕГИСС?

Пока Минсельхоз судорожно дорабатывает единую государственную информационную систему субсидирования (ЕГИСС), на арену вышел новый частный сервис от «Первого кредитного бюро». Вчера состоялась его презентация. Правда, сервис этот напоминает тот, который уже работал на платформе Qoldau.

Один из авторов старого сервиса на Qoldau Серик Ибраев в самом начале презентации отметил, что, мол, компетенции есть, есть накопленные опыт и данные, они и были использованы для создания нового сервиса, но уже на другой информационной платформе – «Kezekte.kz». По сути, это тот же сервис, но немного доработанный с учетом новой редакции правил субсидирования и пожеланий пользователей. То есть этот как бы усовершенствованная версия старого сервиса. Это сразу поняли и участники презентации – представители фининститутов и кредитных товариществ. Некоторые просили даже не тратить время на презентацию, а сразу перейти к вопросам и ответам.

Так вот, уже в понедельник, 13 февраля, новый сервис готовы запустить «в бой» по одному из самых жарких и проблемных направлений – субсидированию ставок вознаграждения по займам. Далее, в течение 1-2 месяцев запустить все остальные направления субсидирования. Стоить это будет 10 МРП в финансовый год, то есть даже если соглашение подписано и доступ к сервису оплачен 1 ноября, то продлится он до 31 декабря, всего 2 месяца. Такова политика собственников сервиса. По большому счёту, для тех аграриев, кто рискует оказаться вообще без господдержки, запуск «нового-старого» сервиса вполне устраивает, даже если придётся оплатить за его использование 10 МРП. Об этом заявили некоторые сельхозтоваропроизводители прямо во время презентации. Просто потому что из-за «просроченных» документов можно вообще потерять десятки миллионов тенге, которые любому аграрному бизнесу сейчас ой как нужны.

Согласны перейти на новый сервис и работники управлений сельского хозяйства, которые также были приглашены на презентацию. В регионах именно им сейчас приходится держать удар – критику и возмущение фермеров, которые не могут подать заявки на субсидии.

Как оказалось, даже те немногочисленные заявки, которые удалось подать аграриям через ЕГИСС, не открываются в «личных кабинетах» работников УСХ, и они не могут приступить к их рассмотрению. Вероятно, это связано с какими-то техническими проблемами, над которыми сейчас трудятся программисты компании-подрядчика. Более того, как оказалось, ещё не все фининституты и кредитные товарищества получили доступ к своим «личным кабинетам» на новой платформе, но даже те, кто их получил, утверждают, что пока в «кабинете» практически пусто и делать нечего.

Разработчики нового сервиса сообщили, что всё это время велась подготовительная работа и проводилась миграция данных, поэтому после запуска «в бой» в новом сервисе можно будет увидеть и поданные ранее заявки, и свои поля, и привычные уже «личные кабинеты», и автоматизированный расчет норм по агрохимии и другие удобства. Вопрос остается лишь во взаимодействии с новой государственной системой субсидирования и делении бюджета. Мы попросили прокомментировать эти вопросы Серика Ибраева.

«Юридически ничего не мешает УСХ региона заключить с нами соглашение и работать в новом сервисе. Все те наработки, которые были – они сохранены, а некоторые вещи даже улучшены. То есть тратить время на обучение или доработку уже не придётся. Можно стартовать хоть завтра, – заверил он. – Но нужна политическая воля акимов областей. Ранее были переговоры с руководством МСХ на уровне вице-министра, и они не против альтернативного сервиса. Есть официальные письма от них. То есть они понимают, что вопрос нужно решать сейчас, иначе, когда подойдут сроки по другим направлениям субсидирования, будет коллапс. Он есть уже сейчас. В регионах среди фермеров растет напряжение.

Что касается бюджета, то там всё просто. Нужно делить его 50 на 50 процентов на два сервиса, а потом уже если заявок по какому-то сервису будет больше, перераспределять. Также технически легко решить вопрос единой очереди для обоих сервисов, так чтобы заявки распределялись согласно времени подачи. То есть всё это можно решить буквально за пару дней», — уверен Ибраев.

Кроме того, спикер подчеркнул, что новый сервис субсидирования уже никак не связан с государственной платформой Qoldau, на которой располагался ранее. Сейчас данная платформа перешла к реализации других масштабных проектов, например, к оцифровке пунктов пропуска на границах Казахстана и системы банкротства физлиц. Несмотря на то, что аграрии продолжают по привычке называть сервис Qoldau.

Варвара Седых

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.