В топ-5 пищевых продуктов, которые экспортирует Казахстан, входят мука, масло подсолнечное, маргарин, говядина и макароны. В РК единым оператором по продвижению несырьевого экспорта выступает АО «QazTrade», предоставляя нефинансовые меры поддержки. О том, какие рынки сбыта наиболее популярны, а также с чего начинать экспорт, корреспондент Qogam-media.kz побеседовала с директором департамента аналитики международных рынков АО «QazTrade» Ожетом Шегирбаевым.
— Ожет, расскажите о самых перспективных рынках экспорта казахстанской продукции.
— В рамках программы экспортной акселерации мы на ежегодной основе определяем основные целевые рынки. То есть, отбираем определенный пул компаний, смотрим примерно на каких рынках будет пользоваться казахстанская продукция спросом. Это Китай, рынок России, постсоветское пространство, включая страны Центральной Азии. Отдельно выделить нужно страны Ближнего Востока: ОАЭ, Королевство Саудовская Аравия. В текущем году с учетом всех трендов и тенденций, с учетом того, что вся мировая торговля будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, взяли как один из рынков Вьетнам. Будем прорабатывать это направление. Плюс сейчас будет взят в работу рынок Европейского союза. Вот там посложнее, чем на рынок Китая, на самом деле. Потому что очень много процедур, ветеринарных согласований, фитосанитарных требований. Но эту работу мы ведем совместно с министерством сельского хозяйства. По рынку Китая — очень высоко-маржинальный рынок, по отдельным видам продукции там в разы выше, например, то же самое охлажденное мясо. Но, к сожалению у нас нет разрешения на экспорт. Мы этот вопрос на межправительственном уровне решаем, собираем всех представителей бизнес-сообщества, передаем на уровень министерства, в дальнейшем на межправительственном уровне поднимают раз за разом эту повестку.
— Какая продукция наиболее востребована? На что ориентироваться бизнесу?
— Если посмотреть на статистику, то у нас за четыре месяца экспорт несырьевых товаров вырос на 6,6% и составил порядка 8 млрд долларов США. Основные товары, которые мы сейчас поставляем — это медь, обработанные нефтепродукты, прокаты стальные. Из сельскохозяйственных товаров — это мука, подсолнечные масла. Как институт мы считаем, что надо все таки идти чуть дальше и увеличивать уровень передела своей продукции. Если смотреть по тенденциям, то продукция более экологически чистая всегда будет более востребована. В том числе и на рынке Китая. Если есть желание продавать, надо идти чуть чуть дальше, чуть чуть глубже, думать, как делать свою продукцию более экологически чистой. Этот тренд никуда не денется. И углублять уровень передела своих товаров.
— Как новичку начать экспортировать?
— В неделю две-три компании звонят, пишут, спрашивают как начать, куда экспортировать. В первую очередь, для новичков есть академия, это отдельный портал, где собраны несколько обучающих курсов. Они все онлайн, разделены на несколько модулей. Я советую, кто только начинает, зайти туда, там простая регистрация, и пройти эти модули. Буквально за 2-3 дня можно. И тогда какое то общее понимание, как вести внешнеэкономическую деятельность, будет. Это даст общее понимание о процедурах, международных договорах, как примерно делать рассчеты. По итогам прохождения дается сертификат от Казтрейда и международного торгового центра. Далее, есть большая база данных, как выходить на те или иные рынки. Все консолидировано в готовых исследованиях на едином экспортном портале export.gov.kz. Можно ознакомиться с данными материалами.
То есть домашнюю подготовку надо проходить всем, кто собирается заниматься внешне-экономической деятельностью. В дальнейшем нужно понимать, что есть еще организация АО Казахэкспорт. Эта организация тоже занимается продвижением несырьевого экспорта. То есть, Казтрейд занимается предоставлением нефинансовых мер поддержки, и возмещением части экспортных затрат, а Казахэкспорт оказывает уже финансовые меры поддержки. И, если вы нашли потенциального покупателя, хотите его проверить, это можно сделать через Казахэкспорт. У них есть такая услуга. Если не хватает оборотных средств, нужно торговое финансирование, либо вы хотите застраховать сделку, тоже через них.
— У каждой страны есть свои требования, и надо получать сертификаты. В этом основная сложность для экспорта?
— Да. Если мы по пищевой продукции говорим, вам в любом случае нужно подаваться на получение сертификата СТ 1. Это делается через палату предпринимателей, через региональные представительства. Важный момент — просчитать логистику, чтобы когда ты свой товар туда проставишь, она не увеличила стоимость товара в два раза. Знание языка — плюс определенный. Но у нас есть вполне успешные кейсы, когда это не останавливало компании, просто нанимают человека со знанием.
Сейчас очень популярна онлайн торговля. Мы помогаем выводить товары на маркетплейсы. Также есть возмещение экспортных затрат. В отдельных случаях можно возместить до 70% понесенных затрат. Все это зависит от уровней передела, если низкий передел, можно возместить до 30%, если средний — до 50%, высокий — до 80%.
Важный момент, помощь могут получить именно представители несырьевого экспорта. То есть, если фермер просто выращивает зерно, пшеницу, это считается как сырьевой товар все таки, а если он с этого зерна делает муку хотя бы, тогда это наш клиент.
Меруерт Шакенова
Qogam-media.kz