Подорожает ли хлеб в Казахстане из-за кризиса в России?

Один из крупнейших поставщиков зерна в мире – Российская Федерация – приняла решение о введении квоты на вывоз продукта с 15 марта. Как это отразится на экономике Казахстана, в интервью Agroqogam.kz рассказал представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

– Россия согласилась выделить квоты странам ЕАЭС. Для этого они должны представить свои балансы производства – потребления, сколько им не хватает. После этого будут рассматривать. Казахстан ничего не подавал, подали Кыргызстан и Армения. Казахстан заявил о том, мы сами будем определять свою экспортную политику, – говорит собеседник.

Достаточно ли зерна в Казахстане для обеспечения внутреннего рынка?

– С точки зрения внутреннего баланса необходимое количество до нового урожая у нас есть: 5 млн 970 тонн обозначает комитет по статистике, и я абсолютно уверен, что этот показатель имеется. Хотя наши мукомолы сомневаются и говорят, что там приписки. Но все приписки уже давным давно обеспечены серым импортом.

Если мы посчитаем, нам нужно 1 млн 200 тыс. тонн на внутренний рынок на шесть месяцев, то есть до нового урожая.

Остаётся 4,7 млн тонн. И в районе 3,5 -3,7 млн расходуется для экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте. Значит, его надо продавать, тем более, цена благоприятная. У фермеров сейчас каждая копейка на счету.

– Из-за чего идёт рост цен на зерно?

– Во-первых, это ситуация в России. Во-вторых, имеют место спекулятивные ожидания: скоро закроют, пошлина будет, давайте бегом. И это тоже дестабилизирует рынок. Хотя минсельхоз РК официально заявил, что не рассматривает вопросы ограничения экспорта какими -либо методами. Но настроения спекулятивные на рынке присутствуют.

– Повысился ли спрос на казахстанское зерно на международной арене в связи с последними событиями?

– Наши основное  рынки сбыта – это страны Средней Азии и Афганистан, Иран. Там 80% наших покупателей. С марта по август туда направляется от 2 миллионов до 2,2 миллиона тонн только пшеницы, плюс мука в зерновом эквиваленте порядка 600 тысяч тонн. И вот эти 3 миллиона там и осядут. Поэтому, я бы сказал, нам сегодня не нужны дополнительные рынки, но они могут понадобиться в перспективе осенью.

Также однозначно заявлять о том, что спрос повысился, нельзя. Потому что есть такое понятие как платёжеспособность. И она не выросла, хотя теоретически спрос повысился. Но я сомневаюсь, что кто то будет давать зерно без оплаты.

Увеличился внутренний спрос со стороны мукомолов и птицеводов, которые до этого сидели на российском, более дешевом зерне.

Играет роль и тот факт, что «серый» российской импорт также ушёл с наших рынков. Был такой расклад. И поскольку притока нет сейчас, цена поднялась, мукомолы и птицеводы покупают наше отечественное зерно.

– Повысились ли цены на наше зерно на традиционных рынках?

– Есть спрос на уровне 295-300 долларов за тонну в зависимости от того, берет Узбекистан или Таджикистан. Наши продавцы отталкиваются от цены в 145 тысяч тенге, или 290 долларов плюс дорога. То есть предложение на уровне 320 долларов. Но основные покупатели казахстанского зерна пока не готовы по таким ценам брать. Поэтому либо у нас цена стабилизируется, упадет, либо у них цены вырастут. Сейчас пока выполняются предыдущие контракты.

– Ожидаете ли вы роста цен на хлеб и мучные изделия в Казахстане?

– Не факт. Здесь ещё ограничительным фактором будет выступать импорт российской муки как к нам, так и в страны Средней Азии и Афганистана. Цена все равно будет ограничена поставками муки.

Меруерт Шакенова,

Нур-Султан

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.