Доля логистических издержек в конечной стоимости сельскохозяйственной продукции в Казахстане одна из самых высоких в мире, сообщает корреспондент Agroqogam.kz.
Тормозящим развитие сельского хозяйства в Казахстане фактором, помимо прочих других, остаётся неэффективная организация логистических процессов. К такому выводу пришёл североказахстанский экономист Тимур Айтуллин, изучив состояние сферы. Вопрос, которому внимание на протяжении многих лет практически никто не уделял, считает он, на самом деле оборачивается серьёзными последствиями.
«Несвоевременная поставка ГСМ и запчастей, неоптимизированные маршруты транспортировки зерна как внутри хозяйств, так и за их пределами ведут к смещению по времени выполнения технологических операций, а также увеличению производственного и технологического циклов. Поздние сроки посевов в условиях Северного Казахстана чаще всего приводят к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и к необходимости применения десикации с целью ускорения созревания растений. Как следствие, себестоимость зерна возрастает, а объемы товарной продукции растениеводства сокращаются», — делает вывод исследователь.
Среди очевидных моментов, показывающих наглядно недостатки современной логистической системы в сфере растениеводства, можно выделить следующие: устаревший технический парк, высокий уровень затрат топлива, чересчур усложнённая система доставки продукции на всех уровнях. Процесс перевооружения сельхозпредприятий хоть и идёт, но очень медленно, даже несмотря на государственную поддержку, среднегодовой рост обновления не превышал 1%.
«Логистические издержки становятся одной из основных статей расходов крестьянских хозяйств. Следовательно, неэффективность логистики сказывается на уровне конечной прибыли предприятий и на размере налоговых поступлений в государственный бюджет. Учитывая невысокую рентабельность, свойственную сфере растениеводства, где показатель в 12 – 15% считается достаточно высоким, траты, связанные с логистикой, могут привести не только к убыткам, но и к высокой вероятности банкротства», — отмечает Тимур Айтуллин.
К 2021 году доля логистических издержек в Казахстане составляла 25% от конечной стоимости продукции. Это один из самых высоких показателей в мире. Причём свойственна такая картина практически всем отраслям экономики, в том числе и сельскому хозяйству.
«Стоит учесть, что из данных 25%, по мнению ряда отечественных аналитиков, около 3,5-5% приходится на ошибки и недостатки самой организации логистических процессов. Также и в сфере растениеводства. Её необходимо максимально оптимизировать», — считает экономист.
Современных систем, подходящих под выполнение задачи по улучшению логистики хватает. Сюда можно, например, отнести систему «АвтоГРАФ», позволяющую отслеживать работу техники, навесных и прицепных агрегатов, стационарных объектов и персонала. Помимо этого, осуществляется полный контроль и учёт расхода топлива, анализ качества вождения и многое другое. Или же, что кажется совсем невероятным, но уже опробовано другими странами – автопилот.
«Например, система «Trimble». Она полностью автоматизирована, что сводит влияние человеческого фактора практически к нулю. Так при использовании автопилотов трактора следуют идеальным курсом. Что уменьшает перекрытия при севе до 5 – 7 сантиметров и не оставляет огрехов на пашне. Увеличивается точность внесения удобрений в почву, поддерживается стабильный уровень скорости в пределах 30 – 35 километров в час», — объясняет Тимур Айтуллин.
Конечно, процесс перехода к таким технологиям не сиюминутен, но необходим, чтобы добиться конкурентного преимущества хотя бы среди развивающихся стран. До развитых угнаться уже будет проблематично. Хотя и там проблема логистики присутствует. Так, в Германии, Франции, США, Италии и Великобритании, доля логистических издержек в стоимости конечной продукции не превышала в последние годы 11%.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz