Чиновник ответил на обвинения о получении субсидий фирмой, принадлежащей его сыну

Фото из открытых источников

Обвинения в адрес заместителя акима ВКО Ержана Нурбаева высказал руководитель управления сельского хозяйства ВКО Владимир Гайламазян. Напомним, в служебной записке на имя главы области Данияла Ахметова указано, что в период работы в управлении сельского хозяйства основное внимание деятельности Нурбаева было направлено на повышение нормативов субсидий на импортируемый в Казахстан молочный скот до 400 тысяч тенге за голову и повышение норматива субсидий, а затрат по созданию молочно-товарных ферм – до 2900 тысяч тенге на 1 скотоместо.

Якобы активная деятельность Нурбаева увенчалась успехом (в правила субсидирования внесены соответствующие изменения), при этом основным выгодополучателем в области является ТОО «Рулиха», принадлежащее сыну Нурбаева.

«То есть фактически свое служебное положение Нурбаев использовал для получения выгоды для аффилированных с ним коммерческих структур», — говорится в жалобе.

Редакция Agroqogam.kz обратилась за комментарием к Ержану Нурбаеву, замакиму ВКО, курирующему вопросы агропромышленного комплекса.

— Как вы охарактеризуете взаимоотношения с руководителем управления сельского хозяйства ВКО Владимиром Гайламазяном?

— Нормальные деловые, рабочие взаимоотношения. Что касается жалобы. В период моей деятельности согласно повышению нормативов субсидий на импортируемый скот до 400 тысяч тенге управлением сельского хозяйства Восточно-Казахстанской области по поводу их увеличения инициативы в МСХ не поступало.

В соответствии с правилами от 06.06.2019, нормативы субсидий на 1 голову импортированного маточного поголовья крупнорогатого скота молочного направления из стран США, Канады, стран Европы, Австралии составляло 225 000 тенге. А в соответствии с изменениями, правилами № 17.07.2020 229, составило 400 000 тенге.

В соответствии с правилами от 06.06.2019 № 228, нормативы субсидий на 1 голову импортированного маточного поголовья крупнорогатого скота мясного направления из стран США, Канады, стран Европы, Австралии составляло 225 000 тенге. А в соответствии с изменениями, правилами от 17.07.2020 №229 составило 300 000 тенге.

На субсидирование за приобретение импортированного племенного маточного поголовья крупного рогатого скота из стран Содружества независимых государств, Украины (молочных, молочно-мясных пород) за 2020-2021 годы на общую сумму 80 100 000 тенге подали заявки ТОО «Опытное хозяйство масличных культур», КХ «Сарыбас», КХ «Багратион-2».

На субсидирование за приобретение импортированного племенного маточного поголовья крупного рогатого скота из Австралии, стран Северной и Южной Америки, стран Европы (молочно-мясных пород) за 2020-2021 годы на общую сумму 309 200 000 тенге подали заявки ТОО «Орнек», ТОО «Рулиха».

Из дальнего зарубежья, кроме ТОО «Рулиха», в 2021году никто скот молочного направления не завозил и субсидии не получал. Причиной отсутствия других желающих я считаю, во-первых, то, что в текущем году, к сожалению, только одна МТФ (молочно-товарная ферма – ред.) вводилось в эксплуатацию; вторая — ковидная ситуация, ограничения выездов в другие страны для приобретения необходим обязательный отбор.

При инвестиционных вложениях бизнеса в данном случае – строительство МТФ, государством предусмотрено возмещение затрат в виде 25% от вложенных средств. Сумма рассчитывалась следующим образом: если ферма строит МТФ на 400 голов, то на одну условную фуражную голову норматив составлял 1 950 000 тенге при новом строительстве и 950 000 тенге при расширении. Соответственно, инвестором предоставлялось проектно-сметная документация. Какая бы сумма не была потрачена, для расчета 25% от суммы, расчет производился следующим образом. 400 х 1 950 000 = 780 000 000, из этого 25% возмещалось инвестором. Но, к сожалению, фактические затраты намного больше превышали эту сумму, так как ежегодно менялась ситуация, цены менялись из-за курса валют, где основное требование МСХ — оборудование — должно закупаться качественное, по последним мировым стандартам. В период моей деятельности ко мне обратилось предприятие ТОО «ОХМК», которое занимается строительством МТФ, и они вышли с инициативой, чтобы мы обратились в вышестоящий орган о внесении изменений. Компанией были предоставлены проектно-сметные документации на строительство молочно-товарных ферм на 400, 600, 800 голов.

В период своей деятельности начальника управления сельского хозяйства мною было направлено письмо от 21.02.2020 г. №05/602 Министерству сельского хозяйства. Где были внесены 10 предложений по разным направлениям инвестсубсидирования и в том числе по МТФ. По некоторым позициям наши доводы были приняты. Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 01.08.2020 № 243 изменились правила субсидирования. Создание и расширение объектов для выращивания крупного рогатого скота молочного направления мощностью от 400 голов маточного поголовья: при новом строительстве – 2 900 000 тенге, при расширении – 1 450 000 тенге.

В соответствии с Правилами субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, утверждённых приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317, инвестиционные субсидии выплачиваются после ввода в эксплуатацию новых или расширения действующих производственных мощностей либо приема-передачи по лизингу готовых проектов или приобретения техники, машин и оборудования.

В текущем году на получение субсидий за строительство молочно-товарных ферм заявки не подавались.

Согласно пункту 5 и 6 Правил инвестсубсидирования, рабочим органом, то есть Управлением сельского хозяйства, распределение по паспортам проектов выделенной суммы.

На 2021 год на инвестсубсидирование было выделено из республиканского бюджета 5,8 млрд тенге. Указанные средства были распределены согласно приложенным документам. Предложения по распределению согласовываются и утверждаются в рабочем порядке с заместителем акима области.

Субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК, при инвестиционных вложениях, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом согласованных с администратором и установленных рабочим органом (услугодателем) лимитов финансирования по каждому паспорту проекта.

В случае неосвоения средств, предусмотренных для приема заявок по паспортам проектов, начиная с третьего квартала соответствующего года, рабочий орган (услугодатель) принимает решение о перераспределении средств между паспортами проектов, исходя от эффективного распределения средств по приоритетным направлениям развития регионов в сфере АПК.

С начала текущего года по паспорту проекта № 6 «Создание и расширение объектов для выращивания крупного рогатого скота/коз молочного направления» было предусмотрено 1 млрд тенге. В сентябре 2021 года данная сумма была перераспределена, и остаток суммы по данному паспорту проекта № 6 составил 425 млн тенге. Названная сумма была перераспределена в октябре текущего года на другие направления.

На сегодняшний день в управление сельского хозяйства Восточно-Казахстанской области обратились с заявкой на получение инвестиционной субсидий 3968 предприятий.

Из списка заявок на получение инвестиционных субсидий по инвестиционному проекту 1153 отклонённых, 2736 одобренных, 79 на рассмотрении.

Учитывая вышесказанное, по проекту «Создание молочно-товарной фермы от 400 голов» ТОО «Рулиха» на 2021 год выделение инвестиционных субсидий не предусмотрено.

— В письме также указано, что в период вашего руководства управлением сельского хозяйства, заместителем руководителя Турысбековым осуществлялись неправомерные (по версии следствия) действия, связанные с выплатой субсидий за установку солнечных панелей. Как вы прокомментируете данную информацию?

— Руководителем управления сельского хозяйства я был назначен 5 ноября 2019 года. Так как сам заявитель пишет о том, что я не имел опыта в государственной службе, помимо этого, не прошел спецпроверку, в период с 5 ноября по 30 декабря 2020 года я был исполняющим обязанности. Было принято решение по направлению субсидирования, работу в данном направлении продолжали делать те люди, которые занимались этим до меня. Был конец года и все в своем режиме занимались своим функционалом. В своем обращении Гайламазян пишет, что он предупреждал меня, что нельзя разрешать заместителю руководителя самому принимать заявки на выплату субсидий, так как этим должны заниматься работники профильного отдела, а задача заместителя осуществлять контроль за процедурой приема заявок и выплатой субсидий. Со слов на тот момент руководителя отдела субсидирования Жылкайдаровой, в июне 2019 года Турысбеков с целью их разгрузки уже занимался приемом заявок субсидированием солнечных панелей. Однако до моего назначения, то есть до 5 ноября 2019 года, исполняющим обязанностями начальника управления сельского хозяйства был Гайламазян, который, в свою очередь, имел полное право в июне не позволять Турысбекову заниматься данной деятельностью. По существу судебных разбирательств, ещё с самого начала, будучи депутатом областного маслихата, я был против и поддерживал бывшего на тот момент руководителя сельского хозяйства Жакупбаева в отношении субсидирования солнечных панелей. В то время у уполномоченного органа было право создавать комиссии во главе с заместителем акима области сельского хозяйства в составе депутатов и общественных деятелей. Где они сами коллегиально могли принимать решения на совещаниях по ограничению в выплате субсидий за солнечные панели. К сожалению, полномочия данных комиссий были утрачены. Мною неоднократно озвучивалось, что данная программа создает условия для коррупционных действий.

К сожалению, в настоящее время идут судебные разбирательства по уголовному делу касательно субсидирования солнечных панелей в отношении заместителя руководителя УСХ Турысбекова.

Меруерт Шакенова,

Нур-Султан

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.