Как загубили реки Актобе

Фото автора и из открытых источников

Третий год в Актобе не утихают страсти вокруг проекта по расчистке и расширению русел восьми рек — Илека, Сазды, Каргалы, Женишке, Жаман Каргалы, Бутака, Тамды и Песчанки. Проект разработали после паводка 2017 года, когда Илек и Каргала вышла из берегов, вода хлынула в дома, подтопило 907 дачных и жилых домов, 110 из них разрушило.

Почему на прибрежной территории разрешили строить жилые дома, особняки и другие объекты, не разбирались, пострадавшим всем миром оказали помощь, выделили жилье. А зимой 2019 года на берегах рек появилась тяжелая техника, экскаваторами стали раскапывать берега, выкорчевывать деревья. Как оказалось, в Актобе приступили к реализации глобального проекта по расчистке русел рек. Стоимость работ оценили 6,6 млрд тенге, такую сумму озвучили в городском акимате. Заказчик проекта – отдел ЖКХ города Актобе. Разрабатывала проект компания из Алматы «Антарес-Платинум», автор — главный инженер этого ТОО Еркин Тажгалиев.

На своей первой встрече в городском акимате, которая прошла в апреле 2019 года, автор проекта сообщил, что работы проводят для безопасного пропуска воды. Деревья вынуждены вырубать.

Еркин Тажгалиев

«Если на чашу весов поставить природу, бобров-ежиков и человеческую жизнь, понятно, что жизни людей дороже, – объяснял Еркин Тажгалиев. – Зона для расчистки по проекту 200 метров. Но по берегам стоят дома, проходят коммуникации, поэтому ширину оставили 50 метров. Изначально предполагалось, что под вырубку пойдут 35 тысяч деревьев, но проект изменили, и деревьев снесут втрое меньше».

Однако актюбинцев это не устроило. На их глазах под снос шли многолетние деревья, засыпали грунтом родники, вместо речек оставались горы песка, к лету на дачах исчезла вода, обмелели реки. Возмущенные варварской расправой с деревьями и речками жители обратились к главе государства, стали собирать подписи под петицией.

В июне того же года в город по поручению Касым-Жомарта Токаева приехал тогдашний министр экологии Магзум Мирзагалиев. Вместе со специалистами акимата области и активистами он осмотрел места, где проводят работы по расчистке русел и приостановил их. Министр сообщил, что по данным областного акимата, 65 тысяч человек живут в потенциальной зоне подтопления, их надо оградить от возможных ЧС. Он пообещал, что для поиска и выбора необходимых технологий, отвечающих стандартам качества и сохранения экологии, будет создана специальная рабочая группа, в состав которой войдут представители министерства, акимата, общественности, активисты, экологи и профильные эксперты. Экспертная группа примет решение о дальнейшей судьбе проекта.

В области начались проверки. Примерно через месяц после отъезда министра экологии первый зампрокурора Актюбинской области Куандык Рахметов сообщил, что в ходе работ по расчистке и углублению русел рек нашли массу нарушений как в действиях подрядчиков, так и госорганов. Проекты разработали без учета того, что на берегах растут краснокнижные породы деревьев. Незаконно вырубили более 600 редких деревьев, в их числе была ольха клейкая, которая занесена в Красную книгу. Ущерб составил более 7 млн тенге.

У подрядчиков не было разрешения на эмиссии в окружающую среду. Инспекция лесного хозяйства и животного мира и органы технадзора не контролировали проводимые работы.

После проверки в отношении ответственных госорганов и подрядных организаций открыли 7 досудебных производств по статьям УК «Незаконная порубка деревьев», «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений», «Превышение власти или должностных полномочий» и «Бездействие по службе».

Также прокуратура поручила департаменту внутреннего государственного аудита области проверить обоснованность стоимости работ на реках. 

Виновных привлекли к административной ответственности по статьям КоАП «Нарушение законодательства при выполнении строительно-монтажных работ» и «Нарушение законодательства при осуществлении экспертных работ и инжиниринговых услуг», оштрафовали на сумму более 17 млн тенге.

В частности, ответственность понесли три подрядные организации: АО «Павлодарский речной порт» — штраф 4, 04 млн тенге, ТОО «Берекельды» — 505 тыс. тенге, ТОО «Кампания Спецстрой» — 1,01 млн тенге. Специалиста, который проводил экспертизу проектов, Бердимагамбета оштрафовали на 1,5 млн тенге с приостановлением действия аттестата эксперта на право осуществления экспертизы проектов на 6 месяцев, на автора проекта Тажгалиева наложили два штрафа – 454, 5 тыс. тенге и 909 тыс. тенге с приостановлением действия аттестата эксперта на право ведения авторского надзора на 6 месяцев, специалистов, которые вели технадзор, Кантарбаева, Болекова и Муканова на 454500 тенге каждого с приостановлением действия аттестата эксперта на право ведения технического надзора на б месяцев.

Саму проектную организацию ТОО «Антарес-Платинум» за увеличение расчетной стоимости работ оштрафовали на 7,5 млн тенге.

Уголовные дела по статьям «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений» и «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников» в отношении ТОО «Берекелды» направили в суд.

Городской суд рассмотрел его в январе 2020 года. ТОО «Берекельды» из Сарыагаша занималось расчисткой и дноуглубительными работами на реке Бутак. Было установлено, что в результате работ погибла одна ольха черная, занесенная в Красную книгу, и 37 тополей серебристых, запрещенных к вырубке. Сумма ущерба составила 347 343 тенге. Дачники, чьи сады находятся на берегу Бутака, в суде говорили, что на самом деле деревьев загубили куда больше, предоставили суду фото- и видеоматериалы.

«Деревьям было по 30-40 лет. Их срезали бензопилой, пни вырывали экскаватором. Часть деревьев вывезли, часть оставили на дне Бутака, засыпали песком. Уничтожили примерно 300 деревьев. Там теперь песчаный карьер, растений – ноль», — говорил в суде председатель садоводческого коллектива «Автобусник» Николай Давыденко.

В ходе разбирательств специалисты областной природоохранной инспекции предоставили суду данные, что подрядчик высадил на месте проведения земляных работ саженцы на 400-500 тысяч тенге, заключил договор на полив и уход, всего потратил 700-800 тысяч тенге. Суд, учитывая это, оштрафовал руководителя предприятия Нурдина Усипова на 3 млн 787 тысяч 500 тенге.

С лета 2019 года работу на реках временно прекратили. Если где-то появлялась техника, жители сообщали эко-активистам, не давали подрядчикам работать. Так было на реке Жаман Каргала, там работы не проводили. На Бутаке и Илеке после земляных работ уровень воды резко упал, многие дачи лишились полива, владельцам пришлось бурить скважины.

река Каргалы, май 2019 года

Недавно к скандальному проекту по расчистке русел вернулись вновь. Теперь им занимается новая организация ТОО «Проектный институт водного хозяйства», учредитель и директор которого автор проекта Еркин Тажгалиев. «Антарес-Платинум» делегировал права на реализацию проекта этой организации.

Еркин Тажгалиев, приехавший недавно в Актобе, встретился с общественниками и сообщил, что комиссия рекомендовала проект для дальнейшей реализации, только его решено откорректировать в «части лесного массива». Ранее учетом деревьев в Актобе не занимались, инвентаризацию не проводили. Отдел ЖКХ Актобе заключил договор на проведение этой работы с алматинским ТОО «Айти номад».

Как говорит Еркин Тажгалиев, работники предприятия должны были по каждому дереву поствольно сделать оценку, присвоить номер, выложить это на дендрокарте. На основании этого установили бы границы проекта и количество деревьев в его пределах. Но пока никакой дендрокарты нет. Проект по паспортизации деревьев в Актобе также закончился судом.

«Конкурс на проведение паспортизации зеленых насаждений выиграло ТОО «Айти номад». Работы изначально оценили в 250 млн тенге. Компания провела паспортизацию, но отработала только на 120 млн тенге, их проплатили, остальные затраты ТОО не смогло доказать. Горакимат подал на ТОО в суд и выиграл его. Но «Айти номад» не передал все сведения по зеленым насаждениям. Дендроплан отдел ЖКХ будет делать сам», — разъяснили в городском акимате.

На вопрос эко-активистов: «Как проект согласовали до этого, если не было паспортизации деревьев?» Еркин Тажгалиев ответил, что давали проект на согласование в органы лесного хозяйства, там поставили визу: «согласован».

Когда приступят к работам по расчистке русел рек в Актобе и как эти работы будут проводиться, пока вопрос. Но что же изменилось на той территории, где уже прошлись бульдозерами и ковшами?

река Бутак. Март 2019 года

«После раскопок на Бутаке не стало воды, родники засыпаны песком, — рассказал Николай Давыденко из дачного коллектива «Автобусник». – Несколько коллективов отказались от общего полива, стали бурить скважины, это обходится примерно в 160 тысяч тенге. Вода находится глубине 8-12 метров, раньше колонки копали на 4,5-5 метров. В некоторых колонках уже в конце августа нет воды. Родники забиты. На месте выкорчеванных тополей появилась молодая поросль, но чтобы они выросли до прежней высоты понадобится 50-60 лет».

Екатерина Беляева

Актюбинская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.