Девушка-джигит: 24-летняя программист-табунщица из СКО рассказала о своей жизни

Фото из личного архива Асыл АХМЕТОВОЙ

Асыл АХМЕТОВА – жительница небольшого села Озерное в Северно-Казахстанской области. Во время карантина девушка с удовольствием вернулась в свой родной аул и стала помогать отцу пасти лошадей. Молодая табунщица рассказала о своей жизни в селе, о популярности в Tik-Toke и своих увлечениях корреспонденту Agroqogam.kz

Будучи четвертым ребенком в семье, Асыл с детства всё свободное время проводила рядом с отцом. Отец занимался разведением скота. Тогда и зародилась в ней любовь к животным. Особое место в её жизни занимают лошади.

После окончания школы девушка никогда не сидела без дела. Обучаясь в колледже, девушка, как и большинство казахстанских студентов, зарабатывала на жизнь трудясь на разных работах. Своими силами окончила Политехнический колледж в столице и освоила профессию программиста. Но, несмотря на насыщенную жизнь в городе, Асыл решила вернутся в свой родной аул, чтобы помогать родителям. Пожилые родители девушки жили одни. Так что карантин стал лишь поводом, признается девушка.

«Мои братья обзавелись семьями. Сестра тоже. Кому как не мне помогать родителям? Они живут одни.  А я с детства хорошо сижу на коне, даже делаю всякие трюки. Да вся моя сознательная жизнь была связана именно с лошадьми! Поэтому к этим животным у меня особое отношение. Быть здесь, с родителями – сплошное удовольствие. Мой отец – табунщик. Он пасет лошадей всего аула. Устает очень сильно. Чтобы помочь отцу мне приходится его заменять. Он – до обеда, я – после. Или наоборот», — рассказывает девушка.

Под присмотром девушки и её отца сразу семь косяков лошадей. Асыл знает очень много об особенностях и болезнях этих животных.

«Раньше у нас были и коровы, и овцы. Но сейчас отец не может за всеми смотреть. Только лошади у нас. Зимой их отпускаем в степь. Весной, чтобы они не «потравили» поля – держим в загонах. На пастбища выгоняем их где-то в четыре утра. Я заменяю отца в полдень, когда стоит жара, обратно загоняю в загоны с навесами. К вечеру опять выгоняем на пастбище. Там пасу лошадей до полуночи. До пастбища добираюсь на мотоцикле», — рассказывает о своих буднях девушка.

Асыл вспоминает, что в таком нелегком деле часто происходят внештатные ситуации, поэтому важно быть всегда начеку.

«У нас не только свои лошади, но и односельчан. Это большая ответственность – за каждую лошадь «отвечаю головой». Случается, что кобылы прямо на пастбище могут ожеребиться. Или какая-то лошадь получает травму. В такие моменты я никому не могу позвонить, позвать на помощь – у нас нет связи. Приходится рассчитывать только на себя. Оказываю первую помощь», — говорит девушка.

Нужно отметить, что Асыл ещё и активная участница местных скачек — байги. Часто она единственная представительница прекрасного пола. Но, чтобы быть отменным наездником нужна не столько сила, сколько хорошее умение управлять лошадью, отмечает девушка.

«Нужно понимать своего жеребца. Даже неправильная посадка может спровоцировать животное на какое-то опасное действие, манёвр. Каждое движение должно быть обдуманным, правильным. Если что-то пойдет не так, лошадь попросту поскачет домой или к своему косяку. В такие моменты нужно показать свой характер, немного пожестче быть», —  говорит опытная наездница.

Асыл и в будущем не планирует уезжать из аула. По её словам, она не хочет покидать родные края, даже несмотря на то, что всё кругом опустело. Многие семьи покинули села, поэтому она мечтает о том, что когда-нибудь в её родном Озерном, где сегодня проживает всего около 60 семей, возродится жизнь.

«Наше село находится в 70 километрах от райцентра. Дороги разбиты. Одна единственная школа. Работа только в школе, в акимате и на железнодорожной станции. Даже за счет скота тут не выжить. Потому что пастбищных земель очень мало. Инфраструктуры нет. Слава Богу хоть вода у нас чистая, хотя централизованной питьевой воды в поселке нет. Мы все по очереди берем воду на водокачке. Стараемся набрать побольше во фляги. А то иногда там тоже бывает, что мало воды», — делится проблемами села девушка.

Поселок находится на границе в Россией и здесь почти нет Интернета. Несмотря на это, страница девушки, которую она ведет в социальных сетях, стабильно набирает подписчиков.

«Снимаю здесь. Затем загружаю в тех местах, где сеть ловит. Снимаю свое конное увлечение. Своих любимых животных. Разные видео. Также я пою. Поэтому, увлекаюсь «каверами». Недавно моё видео, которое я снимала вместе с подругой разлетелось по казнету, после чего резко выросло количество подписчиков. Конечно, для меня это не более чем хобби. Я и не думала, что стольким людям будет интересна моя сельская жизнь. Буду продолжать снимать. Люди увидев мои видео удивляются, мол, как это в 21-веке и нет воды? Некоторые не верят, что мы таскаем воду во флягах. Но это реальная жизнь. Без прикрас», — говорит девушка.

В будущем Асыл планирует продолжать заниматься скотоводством, продолжать дело своего отца. А пока думает устроиться на работу в местную школу, куда её пригласили в качестве молодого специалиста.

«Социальные сети стали отличной возможностью для освещения жизни на селе. Хотя я пока не особенно акцентирую внимание на проблемах аулов. Но в будущем, думаю, можно обратить внимание людей на проблемы села», — рассказывает девушка-джигит из СКО.

Айтолкын АДЫРБАЙ, (фото из личного архива Асыл АХМЕТОВОЙ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.