В Костанайской области появится питомник по выращиванию многолетних деревьев. Идею инициировал экоактивист Геннадий Ипатов с единомышленниками. Цель благая – формирование полноценного «зеленого каркаса», который влияет на чистоту воздуха в городах.
«Мы открываем питомник по выращиванию многолетних деревьев и кустарников, чтобы отпала необходимость привозить сосны из Башкирии, а из Актобе тополя, которые отправляются на тот свет, потому что почва и вода в нашем регионе не подходят. В перспективе хотим отказаться от идеи ежегодной посадки однолетних растений, таких, как петуния.
Наши намерения – изменить ситуацию, чтобы города были зелеными. У нас катастрофическая нехватка питомников по стране, попросту нет этого рынка. Огромное количество представителей российских питомников приезжают и хотят «прощупать» рынок, чтобы «зайти». Поэтому надо создавать что-то свое.
Президент Касым-Жомарт Токаев дал поручение посадить два миллиарда деревьев. Звучит впечатляюще! Но на деле – это лес 120 на 120 километров. В размерах Казахстана это просто «пшик». Есть два пути, по которым можно пойти: привезти деревья из-за границы и не решить проблему, а можно поддержать тех, кто будет в Казахстане создавать питомники. Следует подождать три-четыре года, и получим в итоге научную базу и саженцы. Мы это сейчас делаем своими силами, но если государство подключится, будет лучше. Наша цель – собрать специалистов с подтвержденным опытом, которые могут сказать: «Вот так кронировать нельзя, а пилить деревья – это идиотизм». В общем, хотим, чтобы появилась мини научная база», – рассказывает Геннадий Ипатов.
Команда Геннадия Ипатова не так давно вошла в Ассоциацию озеленителей Казахстана. Для экоактивистов это большое событие, так как теперь их работа будет гораздо заметнее. За последние пять лет они высадили более тысячи деревьев, абсолютно разных видов, в основном, это медоносы.
«У нас есть опыт, что и где лучше растет, как ухаживать. В прошлом году наш проект по питомнику выиграл грант от государства, мы получили пять миллионов тенге. Для нас это игра вдолгую. Проект безумно вдохновляет, потому что нет ничего более прекрасного, чем сажать деревья. Я сейчас прихожу в те места, где высадили деревья, они высокие, красивые, и меня захлестывают фантастические эмоции. Одним словом, это то, что останется после меня.
Недавно к нам приезжали представители из Германии, у них питомник – это семейный бизнес, которому 180 лет. Они продают 35-40-летние деревья. И глава питомника говорит: «Мы недавно посадили деревья, которые будет продавать мой внук». Представляете, насколько надо быть уверенным в традициях и в своем государстве.
Часто бываю в экспедициях по Казахстану, и замечаю, как в некоторых городах неумело заботятся о деревьях. Например, срок жизни тополя – 60-70 лет, когда приходит время, как эту проблему решать? Надо брать тополя, демонтировать и на их место сажать либо взрослые деревья, либо быстрорастущие. Откуда брать деревья? У нас в Костанайской области нет ни одной машины, которая может приехать в лес, «ковырнуть» взрослое дерево и привезти в город для посадки. Сейчас из Башкирии за безумные деньги завозят сосны. И наживаются на этом. Те деревья, которые мы высаживаем, находятся под нашим пристальным вниманием. У государства есть госзаказ, который мы активно изучали, и там даже не предусмотрен полив. Единственное упоминание о деревьях – это покрасить и обрезать. Честно говоря, мне порой хочется собрать определенных людей, которые принимают решения, и отвезти их в тот же Аральск. Чтобы они увидели, как надо ухаживать за деревьями и какая там святость этого растения», – подытожил экоактивист.
Ксения Кожабаева,
Qogam-media.kz