Который год казахстанцы жалуются на некачественную мобильную связь. Скорость отсутствует не только в отдаленных населенных пунктах, но и в больших городах.
Операторы сотовой связи, имея высокие доходы, не в полной мере справляются со своими задачами. А оправдание главы Минцифры Багдата Мусина, что отечественный интернет лучше, чем в Токио, звучит неубедительно и порождает массу мемов. В правительстве заявили, что «эту проблему надо решать». Поручили усилить мониторинг и утвердили нацпроект, в рамках которого к 2027 году весь Казахстан будет охвачен высокоскоростным интернетом.
О том, каким образом будет улучшаться качество мобильной связи в Казахстане, корреспонденту Qogam-media.kz рассказал старший эксперт по корпоративным коммуникациям в Beeline KZ Сергей Ким.
– Как вы оцениваете качество интернета в Казахстане?
– На этот вопрос можно посмотреть с двух сторон: анализируя показатели, по которым оценивают свою работу операторы, и опираясь на клиентский опыт.
Отраслевая статистика
Один из показателей, который отслеживают операторы связи, – потребление мобильного трафика. Каждый год оно только растет.
Казахстанцы – очень активные пользователи мобильного интернета. Если в среднем в мире абонент тратит около 12 Гб, то в нашей стране – 17 Гб. Очень наглядный пример потребления – таксисты, которые «слушают» музыку в YouTube. Видео – самый тяжелый, а, значит, самый дорогой тип контента. Есть страны, в которых YouTube смотрят только дома на wi-fi. А у нас есть абоненты, которые могут позволить себе тратить трафик, не пользуясь им в полной мере. За прошлый год наши абоненты потратили 1565 петабайт. Один петабайт – это миллион гигабайтов. А самый активный абонент Beeline за этот год потратил 12 тысяч гигабайт. Вместе с активным потреблением растет и количество абонентов. В 2018 году абонентская база Beeline составляла 10 миллионов абонентов. Сейчас данный показатель пересек 11 миллионов.
Другой показатель – скорость. Согласно данным международного рейтинга Speedtest Global Index, средняя скорость мобильного интернета в Казахстане в ноябре 2022 года составляла 22,4 Мб/сек. В 2023 году – 35,9 Мб/сек.
Конечно, мы понимаем, что для абонентов важна не только скорость интернета, но и стабильность соединения. В нашей компании есть служба мониторинга, она круглосуточно отслеживает работу сотовой сети по всей стране, которая состоит из 450 000 элементов, и десятки миллионов событий в сутки. Команда специалистов узнает о любой неисправности в режиме реального времени, то есть мгновенно, и сразу же приступает к поиску причины и ее устранению. Большая часть ошибок исправляется до того, как абонент успел что-то заметить. Случаи с влиянием на сервис составляют менее 0,1 процента. Если подытожить, то отрасль телекоммуникаций активно растет, доступность мобильного интернета обеспечивает показатели, благодаря которым Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии и не только среди них.
Негативный клиентский опыт
Одновременно с этим мы видим, что абоненты жалуются на отсутствие покрытия в некоторых районах города, недостаточно высокую скорость интернета или сбой. Почему это происходит? Высокая нагрузка. Доступ в интернет зависит, в первую очередь, от инфраструктуры (базовых станций, трансмиссии, коммутационных узлов) операторов. Важный показатель в этом случае – емкость или пропускная способность. Одна базовая станция может обслуживать ограниченное количество пользователей, чем больше пользователей и чем они активнее, тем сильнее это сказывается на скорости. Поэтому вечером, когда взрослые и дети возвращаются с работы и учебы и начинают смотреть сериалы, играть в игры, учиться, нагрузка на сеть становится ощутимой. Чтобы увеличить емкость сети, операторы строят дополнительные базовые станции, модернизируют сети, увеличивают покрытие. Так, за последние три года активных инвестиций в сеть капитальные расходы Beeline составили 220 миллиардов тенге.
– Каждый год устанавливаются сотни новых базовых станций и прокладываются сотни километров оптического кабеля. Однако этого недостаточно. Почему?
– Жители против. Согласно законам о жилищных отношениях и связи операторы не имеют право устанавливать базовые станции без согласия местных жителей. Очень часто они его не получают. 40 процентов запланированных базовых станций в 2021 году не были сданы в срок из-за радиофобии. 340 работающих базовых станций в 2022 году были демонтированы по требованиям местных жителей. Более 1000 «белых пятен» по всей стране не закрываются годами, потому что казахстанцы против соседства с антеннами сотовой связи, однако, одновременно с этим хотят, чтобы мобильный интернет работал.
Внешние факторы
Кроме того, есть ряд внешних факторов, которые влияют на работу операторов, но находятся вне зоны их ответственности. Например, высокая изношенность электросетей. На отдельных участках она достигает 90 процентов. По нашей статистике, 70 процентов массовых сбоев связи происходит по причине веерных и аварийных отключений электроэнергии.
Другой фактор – обрывы оптоволоконного кабеля, которые чаще всего происходят по вине строительных организаций. Они не запрашивают планы подземных коммуникаций, техника копает землю и рвет кабели. Иногда после таких обрывов без связи может остаться целый город или область. Кроме того, на качество связи влияют охотники за металлом, снегопады и обледенения, кибератаки, глушилки, которые использует КУИС, репитеры. И это далеко не полный перечень. Противоречат ли отраслевые показатели клиентскому опыту? Нет, отрасль связи быстро развивается и растет, поэтому существуют и достижения, которые признают международные эксперты, и болезни роста, всё это операторы решают совместно с МЦРИАП.
– Качество интернета, его скорость не становятся лучше, но операторы поднимают тарифы. Как вы прокомментируете это?
– Поскольку потребление мобильной связи постоянно растет, операторам необходимо также активно модернизировать мобильную сеть. Стоимость одной базовой станции может достигать 100 миллионов тенге, включая расходы на антенно-мачтовое сооружение, необходимое оборудование, монтажно-строительные расходы и так далее. Кроме того, ежегодно растут расходы на обслуживание, модернизацию и ремонт функционирующего оборудования. Если тарифы на сотовую связь не пересматривать, то инвестиции в отрасль существенно снизятся, а разница между возможностями сотовой сети и абонентским потреблением будет расти, что еще сильнее скажется на сотовой связи. Негативный эффект от сдерживания тарифов можно наблюдать в отрасли коммунальных услуг и ГСМ. Однако, Beeline не пересматривает стоимость всех тарифных планов одновременно. Меняются архивные тарифы, цена которых была установлена два-три года назад и перестала соответствовать рыночной. А международные эксперты оценивают стоимость доступа к широкополосному интернету как очень невысокую.
– Какие меры необходимо принять, чтобы ситуация улучшилась?
– Чтобы оправдать ожидания абонентов, операторам необходимо строить больше базовых станций, чтобы увеличить емкость сети. И операторы готовы это сделать.
Для того, чтобы увеличить эффективность работы операторов, необходимо упростить некоторые процедуры. Например, за рубежом базовые станции устанавливают на опоры двойного назначения. Для этого используется городская инфраструктура освещения или видеонаблюдения, часть столбов операторы заменяют на более высокие и массивные и размещают на них антенны. Оформление необходимого пакета документов (заключение СЭС, разрешение на эксплуатацию РЧС, архитектурно-планировочное задание) занимает от шести до девяти месяцев. Без этих документов базовая станция не может быть запущена. Упрощение или ускорение этого процесса позволит операторам быстрее вводить дополнительное оборудование в работу.
– Правительством Казахстана утвержден Национальный проект «Доступный интернет», рассчитанный на 2024-2027 годы. Как вы думаете, что-то существенно изменится?
– В мировой практике масштабные проекты по цифровизации и интернизации не проходят без участия государства. Потому что связаны с огромными инвестициями, которые никогда не отобьются. Для операторов они убыточны, поэтому реализуются совместно с государством. Один из таких примеров – программа 250+, которая была названа передовой практикой международной организацией GSMA. Благодаря этой программе мобильный широкополосный интернет Beeline появился в более 1600 селах по всему Казахстану. Без поддержки государства операторы никогда не смогли бы обеспечить маленькие населенные пункты связью, потому что небольшое количество абонентов не окупают расходы на установку и обслуживание базовой станции.
– Каким вы, в целом, видите развитие мобильного рынка в Казахстане?
– Уровень цифровизации в нашей стране очень высокий, а благодаря программе 250+ мобильный интернет есть даже в небольших поселках. Для казахстанцев учиться, работать, развлекаться, совершать покупки, общаться и решать бытовые задачи в интернете – привычная история. Это значит, что потребление будет только расти, потому что новые продукты и форматы в цифровых отраслях появляются очень быстро. С потреблением будут расти и ожидания абонентов, ну а операторы будут стремиться их оправдать, потому что в этом – залог успешного бизнеса.
Ксения Кожабаева,
Qogam-media.kz