Эдуард Эдоков: «Все льготные программы на авто – мертворожденные изначально»

В Казахстане сложился парадокс. Многие автовладельцы, покупавшие транспортное средство более десяти лет назад, сегодня продают его дороже, чем брали тогда.

Что происходит на автомобильном рынке РК? Почему изменили программу льготного кредитования и нужна ли новая? Эти и другие вопросы редакция Qogam-media.kz адресовала президенту независимого союза автомобилистов Эдуарду Эдокову.

— Реализация авто по льготному кредитованию дошла до абсурда, когда все заявки зарегистрировали за 18 секунд. Скажите, что не так с программой, помогла ли она стабилизировать цены и нужно ли разрабатывать новую?

— Изначально любая льготная программа должна преследовать какую-то цель, прогнозироваться какие-то результаты. Что с нашей льготной программой, попытки продолжить которую так и не увенчались успехом? Давайте обратимся к истокам. Первоначально речи о какой-либо льготной программе не было. Просто остались от печально известного РОПа -организации, которая собирала утилизационный сбор, и которая за 6 лет своей работы из карманов казахстанцев вытащила сумму в 1,5 миллиарда долларов. Предполагалось, что средства от утилизационного сбора пойдут на строительство перерабатывающих предприятий, но все закончилось, деньги были, видимо, разворованы, так как экс-руководители находятся под следствием уже долгое время, и жалкие остатки передали в государству. Это порядка 200 миллиарда тенге. То есть по сравнению с тем, сколько было вытащено за эти годы с наших карманов, – крохи. И вот с этих 200 миллиардов бросили, так сказать, кость негодующей толпе. Возможно, это звучит грубо, но по факту так оно и есть.

— В итоге дебет не сошёлся с кредитом.

— Спрос на автомобили в РК довольно стабилен. По ряду оценок, ежегодно покупается-продается около 500-700 тысяч, как новых, так и подержанных.

Что мы имеем? Что при спросе в 700 тысяч авто, выделенных 100 миллиардов хватило, чтобы удовлетворить всего 12 тысяч заявок! А это такое мизерное количество, которое никак на рынок не повлияли. Более того, льготная программа привела к тому, что цены на автомобили еще подскочили.

То есть на рынке имелся дефицит автомобилей, связанный в том числе с пандемией, количество имеющихся на свободном рынке уменьшилось. Это само по себе привело к росту цен. И ещё 100 миллиардов кинули на рынок. А когда спрос превышает предложение, цена растет. То есть те автомобили, которые до льготной программы стоили 10 миллионов, стали стоить 13 миллионов.

— Получилось как с пенсионными, спровоцировавшими рост цен на жильё.

— Эта льготная программа с ее 4 процентами годовых по экономическим меркам – просто подарок, с учётом того, что коммерческая ставка на тот момент составляла порядка 20% годовых. И люди кинулись, пытаясь ухватить этот кредит. Поэтому шансов у этой программы обеспечить всех желающих не было абсолютно никаких. Это надо вбухать триллионы, чтобы хватило на всех. Как только эти несчастные 100 миллиардов закончились, обещания превратились в пшик.

Именно поэтому все идеи о льготных программах и прочее, на мой взгляд, мертворожденные изначально. Либо льготы должны быть не для всех, адресные. На то они и льготы. И направлены на тех, кто нуждается, потому что это то же самое, что дать возможность всем парковаться на месте для людей с ограниченными возможностями. И толпа сразу бросится там парковаться. Под четыре процента можно было взять, тут же продать эту машину и очень хорошо заработать. Многие так и сделали. То есть рынок по сути не почувствовал, а цены повысились.

— Но и рост цен идёт не в последние годы, а уже десятилетия. С чем связана эта тенденция?

— В целом за последние годы рост цен в тенговом эквиваленте составлял на новые авто от 5 до 15%, на подержанные — от 10 до 20%. По этому году сказать не могу, но реальный пример из моей личной жизни. Автомобиль, который я покупал в 2010-м, в этом году продал дороже, чем купил 13 лет назад.

Так как наше государство в очередной попытке поддержать наших так называемых «автопроизводителей» заградительными пошлинами, налогами, оброками увеличивает цены на автомобили. Допустим, вы хотите купить в США, Германии, Эмиратах. Но есть таможенная пошлина, НДС, первичная регистрация, утилизационный сбор. То есть вы купили авто бюджетного класса за 10 тысяч долларов США в Эмиратах, вам приходится ещё платить 10 тыс. долларов этих оброков. В результате бюджетное авто превращается в авто среднего класса. Все это объясняется тем, что таким образом мы, якобы, «помогаем» нашим производителям, ибо они собирают здесь машины, и казахстанцы должны покупать новые авто отечественного производства. Поэтому, на мой взгляд, нужно реально оценивать свои шансы, а можем ли мы стать автомобильной державой.

В Австралии шли по аналогичному пути, но через 10-15 лет, после потерянных 6 миллиардов долларов субсидий их правительство задумалось: нужно ли, если нет экономической эффективности и целесообразности, поддерживать то, что не развивается самостоятельно?

Поэтому сомнения большие, нужно ли это государству, поддерживающему заведомо неперспективное направление, и потребителям просто потому, что это наше, переплачивать 10-20%? Как-то это не по рыночному. Должен побеждать тот, кто предлагает лучшее качество по меньшей цене. То есть игры в патриотизм конечно, возможны, но почему за наш счет? И лоббирование интересов отечественных производителей, заставляя нас переплачивать, в первую очередь не выгодно потребителям.

Меруерт Шакенова

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.