— В животноводческом бизнесе есть два серьёзных нюанса, которые извечно отдаляют друг от друга покупателя и продавца — это недоверие и торг.
Продавец не доверяет покупателю из-за того, что последний может «кинуть на бабки». В нашей отрасли данная проблематика встречается вокруг да около. Могут забрать скот и не расплатиться. Растянуть перечисление оставшихся денег на несколько месяцев. Либо сказать, что по дороге Н-ая часть пала и недоплатить за товар.
Покупатель тоже получает не меньше рисков. Продавец может «пихнуть» больной или краденый скот. Замешать в общей массе скот не той половозрастной группы. Также получить аванс и не отдавать положенное по праву имущество различными методами, вплоть до угроз и физического воздействия.
Особняком в корзине неприятностей стоит торг со стороны покупателя. Хотя для кого-то это неприятности, а для кого-то часть культуры. На юге поторговаться — это в кайф. Каждый в результате торга, помимо купленного или проданного товара, получает ощущение победы. Даже один вырученный сверхнормы или сэкономленный тенге дарит так много положительных эмоций. Но на севере Казахстана торг считается чуть ли не одним из смертных грехов. В общем, кому как.
На нашей ферме эти нюансы а-ля «задачи» решаются очень простым способом. Мы всех своих партнёров привозим на ферму и «держим» под одной крышей с нами 3-4 дня. Вместе за одним столом трапезничаем, ходим в баню, играем в теннис, рыбачим и, самое главное, участвуем в производственных процессах. К примеру, с очередной делегацией перевозили лошадей с зимнего пастбища на летнее. По дороге собирали в машину ослабших жеребят и так далее.
Такая стратегия даёт возможность поближе узнать друг друга, сдружиться и построить долгосрочные деловые взаимоотношения. Кроме того, покупатель, видя сложность нашей работы и то, каким образом нам достаётся приплод, подходит к торгу более гуманно, даря нам ощущение победы. Да и мы в долгу не остаемся, взамен предоставляем гарантии нашей чистоплотности в делах и одни из самых лучших условий для проживания и отгрузки скота.
(Со страницы Жанибека Кенжебаева в фейсбуке)