В 14 лет Ертая Кенжебекова из далекого казахского поселка дядя забрал к себе в Киев. Подростку, знавшему только родной язык, в чужой стране было совсем непросто. Но он освоил русский, украинский, английский, турецкий языки, успешно окончил политех. Ертай жил на Мальте, в Сингапуре, а несколько лет назад вернулся в Казахстан, открыл крестьянское хозяйство. Фермер занимается выпуском кормовых гранул.
Дядя Ертая оказался в Украине еще в советское время. Учился там после техникума и остался жить. Как-то, приехав на родину в Шубаркудук, он предложил забрать с собой старшего племянника. Родители Ертая согласились, так мальчишка оказался в Киеве.
«Поначалу мне было очень сложно, — вспоминает он. — Но школу я окончил с двумя четверками, и уехал на Мальту. Дядя открыл свое дело, занимался нефтью, там у него был свой дом».
Возвращение
Ертай Кенжебеков на Мальте изучал английский, потом вернулся в Киев, поступил в политех на факультет информатики и вычислительной техники. В общежитии жил с ребятами из Турции, у них научился турецкому языку. После вуза работал в финско-турецкой компании в Украине, занимался строительством базовых станций для сотовой связи. Потом компания перешла на работу в Казахстан, Ертай вместе с ней перебрался на свою родину. Трудился в Алматы и Атырау, учился в Сингапуре.
«Отработав 10 лет в крупных компаниях, я решил открыть свое дело, заняться землей. Слышал, что земля богатая в Мартукском районе. В Шубаркудуке, откуда я родом, почва не для посевов, там солончак. В 2017 году близ поселка Сарыжара я взял в аренду на 49 лет 100 гектаров земли и пастбище, открыл КХ «БайОрда», — рассказывает Ертай Кенжебеков. — В Украине я ходил по выставкам, все анализировал, и решил заняться выращиванием амаранта. Это очень хороший корм для скота – в листьях 20-25% белка, в семенах – 40%. С гектара можно получить 200 центнеров зеленой массы и 1,5 -2,5 тонны семян. Амарант полезен и для человека. В его составе есть сквален, повышающий иммунитет и убивающий раковые клетки. Кроме амаранта сквален есть у глубоководной акулы. В Украине популярны амарантовое масло, мука, чай. Сельское хозяйство там очень развито. Конечно, я говорю о довоенном периоде. В 90-х многие украинцы уехали работать в Европу, вернувшись домой, стали применять увиденное на родине. Там много маленьких семейных ферм. Фермеры стараются заниматься высокоморженальными культурами — теми, на которые большая цена и стабильный спрос. К ним относится амарант, кукуруза, соя, лен, подсолнух. Если взять подсолнечник, осенью у нас тонна его стоила 400 тысяч тенге, зерна — 120 тысяч тенге. Амарант тоже дороже зерна. Килограмм посевного амаранта стоит 25 долларов. В Украине есть порты. Сырье скупали прямо там для Турции и Китая, в этих странах его перерабатывали, продавали дальше. У многих фермеров площади до 500 гектаров. Работают сельские предприниматели на «John Deere» и «CLAAS». С гектара, если зарабатывают 1000 долларов, из них 600 вкладывают в производство, 250 долларов из этой суммы идут на удобрения, топливо и зарплату. Здесь все иначе. Признаюсь, адаптироваться для работы в местных условиях мне было гораздо сложнее, чем в 14 лет, зная один казахский, привыкнуть к жизни в другой стране. Фермеры почти не вкладывают в удобрения, не проводят анализ почвы, но все хотят получить больше денег», – говорит Кенжебеков.
Сады на глине
Для выращивания амаранта Ертай Кенжебеков получил рекомендации украинского профессора, который работал в Казахстане во время целины и хорошо знает наши земли.
«Он посоветовал выращивать засухоустойчивую культуру. Но, сказал, что надо заниматься сохранением враги, нужны органические удобрения – гумус, куриный помет, навоз, — рассказывает фермер. – Я узнал еще, что можно применять бентонитовую глину. У нас ее производят в Оскемене. Эта глина работает как губка. Пять тонн на гектар сыпешь, «дискуешь», эта глина попадет на глубину 5-8 см, и удерживает влагу. У нас такую технологию не применяют. Украинский профессор на такой глине сады сажал в пустыне. Но мои планы несколько спутали последние события в Украине. В этом году в Славинске я закупил семена сорго и амаранта, но доставить их не смогли.
Первый урожай съели… зайцы
Ертай Кенжебеков, кажется, знает об амаранте все. Говорит, родина его — Мексика. Амарант еще называют «пшеницей ацтеков » и «хлебом инков». С 70 га можно получить 1,2 тонны урожая. Сквален, который получают из амаранта, уникальный антиоксидант. Для его производства применяют холодный отжим. За час можно получить 200 килограммов. С 1 тонны получается 40-45 литров масла. 200 граммов стоят 50 долларов. Но у фермера на ближайшее время нет планов получать масло. Пока только гранулированный корм для скота.
В 2018 году в КХ «БайОрда» впервые посеяли амарант, сорт Студенческий. Семена Ертай возил из Украины в багаже по 20 килограммов. Так собрал 120 килограммов.
«Когда наверху созревают семена, — а их там до 150 граммов, — надо косить, силосовать, либо пускать на гранулы, — говорит Ертай Кенжебеков. — Как амарант сеют, посмотрел в ютюбе. Купил трактор МТЗ 1221, в соседнем селе нашел советскую сеялку, которую использовали для посева проса. Но семена амаранта гораздо мельче, я мешал их с песком: 1,5 килограмма семян на 50 килограммов песка. В сеялке постелил линолеум, сделал дырки. Междурядье — 45 сантиметров. Но семена где-то легли на глубину 2 сантиметра, где-то на 5, поэтому всходы у меня были неравномерными. Я сам стоял на сеялке. Трактор трясет, песок трамбуется, семена не проходят через дырку, мне пришлось проталкивать их вручную. Думал, все пальцы скривятся. За месяц скинул 12 килограммов. С 7 утра до 8 вечера я был в поле, но отсеялся вовремя».
После этого фермер каждый день наблюдал, когда появятся первые всходы. Посев ему обошелся в 1,5 миллиона тенге.
«На 8-й или 10-й день все поле было зеленым. У меня такая радость была! – говорит глава крестьянского хозяйства. — Когда пошли дожди, амарант поднимался в день на 5 сантиметров, вырос очень высоким. К тому времени я уже заказал линию по выпуску гранул. Она универсальная: выпускает гранулы и из сухого сырья, и из влажного. К июлю амарант вырос по 1,5 метра, и тут начались ветра, стебли поломались, амарант мой полег. Расстроился, конечно. А через 3 дня от корней пошли новые ростки, они поднимались еще быстрее. Амарант — однолетняя трава, за лето можно получить несколько укосов, только нужно тепло. При +5 он сохнет и погибает. Но в тот год амарант я оставил в поле. Стебли стояли до марта, опали только листья. Некоторые косят его и специально оставляют в поле, так обогащают почву. Я дисковал. Растение дает 250-350 килограммов азота на гектар. У меня амарант остался, потому я не успел смонтировать линию по выпуску гранул. Ее доставили только в декабре. Здание для цеха я возвел, но оно стояло без крыши. Поднял его на следующий год. В июне приехали специалисты из Украины, и мы запустили линию. Производительность -1-1,5 тонны в час. Можно гранулировать житняк, люцерну, амарант. Главное, чтобы влажность была 8-12%. На линии тружусь сам. Рабочие приходят, но если они физику не знают, то сложно. Надо постоянно следить за напряжением, нагрузкой…».
Выпуск гранулы из привозного сырья
Поле молодого фермера пока пустует. Его планы спутал сначала карантин, а в этом году посев амаранта сорвался из-за войны в Украине. Но он надежд не теряет и пока выпускает гранулы из готового сырья, которое ему привозят из других хозяйств. Продукцию покупают не только в Актюбинской, но и в соседних областях.
«Сбыт есть, — говорит глава КХ. — В мешке 40 килограммов, это очень удобно для хранения, срок годности большой, главное, чтобы не попадала влага. Мешок гранул стоит 100-110 тенге за килограмм. Это дополнительное питание для скота: в пшенице 8-12% белка, здесь – 18-21%. Такой корм увеличивает надои на 20%. И мясо лучше. У меня родственники брали эти гранулы. В день давали коровам по килограмму, молодняку размачивали. После выпаса коровы домой сами бежали, не надо было их искать».
Сушим, режем, превращаем в гранулы
Ертай Кенжебеков ведет нас в свой цех показать линию по изготовлению кормовых гранул.
«Траву можно обрабатывать как влажную, как и сухую, — объясняет он. — Для влажной есть барабан для сушки. В бункере все гранулируется. Сухое сырье попадает в соломорезку, дробится, после этого гранулируется», — показывает Ертай на огромную махину.
В цеху тепло, хотя отопление сюда не проводили.
«Здесь стоит инфракрасный излучатель. Он греет предметы, на которые попадают лучи, поэтому здесь тепло. Это очень экономно. Где взял? В ютюбе увидел. Купил, сам собрал, у нас почему-то такими приборами не пользуются», — говорит Ертай.
Вначале в КХ «БайОрда» справлялись своими силами, затем фермер обратился в АКК за кредитом. На 5 лет получил 28 млн тенге. На них приобрел культиватор, сеялку, Кун с ковшом, дисковую борону, глубокорыхлитель. Технику всю Ертай Кенжебеков собрал сам. «Ютюб в помощь», — смеется он. Проект у него был на 70 млн тенге, но такую сумму оказалось получить сложно. Чтобы уложиться в меньшую сумму, он взял трактор менее мощный. «Зато лапы, лемех на оборудовании из нестирающейся стали, я все заранее изучил», — говорит фермер.
На этой технике с весны и до глубокой осени он оказывал крестьянам услуги. Заявок хватало. Сама жизнь скорректировала его планы. Предстоящей весной он снова выйдет в поле, хочет посеять оставшиеся семена амаранта. Ертай уверен, будет и урожай, и гранулы, а в перспективе, как знать, может, удастся наладить и выпуск масла амаранта, и чая. Главное, не опускать руки.
Екатерина Беляева,
Актюбинская область
Agroqogam.kz