Почему казахстанские финансовые институты дают «зеленый свет» иностранным псевдоинвесторам, а отечественные предприниматели обделены государственной поддержкой? Свое недоумение по этому поводу высказал известный фермер Болат Алиев, передает Agroqogam.kz.
«Каждый из нас имеет свое понятие и представление об иностранных инвесторах. Для меня, допустим, это иностранная компания или консорциум, имеющий в активе большой опыт реализации современных инвест проектов в глобальном мире, могущие в Казахстан привезти финансы и передовые технологии. Но у наших госорганов какой-то другой подход. Недавно был на встрече инвесторов в Туркестане, где один из российских инвесторов, презентуя свои не реализованные теплицы, начал говорить, что ими с БРК Казахстана ведутся переговоры о финансировании, а там предстоит вложить немалую сумму… И вот снова схожая ситуация. На прошлой неделе один турецкий инвестор (так считает МИД, МСХ и, кажется, акимат Жамбылской области) заявил, что хочет реализовать с-х проект по закладке садов и переработке продукции. Так вот, по моим сведениям, он тоже претендует на госфинансирование через НУХ «Байтерек» или АКК и, конечно, намерен воспользоваться всеми преференциями господдержки, предусмотренной в Казахстане», – написал Алиев на своей странице в фейсбуке.
Такие же переференции, по его словам, иностранным «инвесторам» предоставляет Kazakh invest при Министерстве иностранных дел Казахстана, подключающий ресурсы казахстанских посольств и секретарей.
«Иностранцам создают все условия по ведению переговоров с госорганами, раздавая поручения этим же органам с обязательствами по их исполнению. Все бы ничего, если бы подобные инвесторы вливали к нам валюту, но эти господа хотят решать свои инвестобязательства за деньги наших налогоплательщиков, то есть через НУХ «Байтерек». А где же, собственно, их инвестиции? И откуда тогда у них статус инвестора? Не с потолка ли?
А теперь представим среднего казахского инвестора, которого, максимум, будет сопровождать сотрудник управления/отдела предпринимательства на местах. Там сидят госслужащие на обычной зарплате с обычным местным образованием, не имеющие никакого опыта в продвижении подобных проектов. И самое главное – у такого клерка отсутствует функция «давления» как у МИДа или Kazakh invest с его многомиллиардным бюджетом, где к тому же работают шустрые «пацаны». И ещё местному бәрібір, будет проект или не будет реализован, на его содержания заложен бюджет, хотя у МИДовских полагаю также», – считает Алиев.
В итоге, по его мнению, местные предприниматели обделены и финансовыми ресурсами, и вниманием, и поддержкой.
«Я бы хотел, чтобы обладателям казахстанского паспорта, как минимум, создавали такие же условия, как иностранцам. Может откроют доступ средствам БРК, а максимум, конечно же, предоставляли больше преференций. МИДу советовал бы больше уделять внимания своим казахстанским предпринимателям, нуждающимся в поддержке и помощи (я не раз поднимал проблемы перевозчиков за границей). И находить нормальных инвесторов, имеющих финансовые ресурсы и готовых вливать деньги в нашу страну, а не потенциальных получателей кредитов за счёт наших налогов», – резюмировал Алиев.
Варвара Седых,
Астана
Agroqogam.kz