Азат Рашидов: «Мы не колхозники, мы помогаем государству стоять на ногах»

Было время, когда молодой и амбициозный студент ветеринарного факультета Азат Рашидов, так любивший городскую жизнь и все ее блага, полагал, что сельское хозяйство не его призвание. И пока одногруппники препарировали лягушек, он с головой ушел в предпринимательскую сферу. Но прошло время, и жизнь расставила все на свои места. За четыре года Азат основал в ЗКО свое крестьянское хозяйство с маточным поголовьем скота.

«У меня сейчас 500 голов КРС, и я буду повышать планку. Путем проб и ошибок очень многому научился и сейчас готов делиться своим опытом с молодыми фермерами. Что хочу сказать, начинать этот бизнес на кредите – утопия. Расходы лично мне в течение трех-четырех лет пришлось покрывать из других источников. Тут сразу надо понимать, что сельское хозяйство – это долгосрочные инвестиции. Первые ошибки начались на старте, я купил восьмимесячных телят, и долго пришлось ждать приплода. Деньги заморозились на какой-то срок, пришлось разводить баранов. Вторая проблема – не было планового развития. Теперь я понимаю, что нужно заниматься определенным скотом, проще говоря, не распылятся. В итоге мы остановились на развитии КРС, племенного хозяйства».

Мини-фермы – наше будущее

«В этом году мы были в Турции, увидели своими глазами, как у них все устроено. Там очень мало земли, но много аграриев. У них распределены земли по 500 гектаров. И на этой земле фермеры умудряются сажать многолетние травы, выращивать скот и заниматься откормом. Мы как раз были на одном из таких хозяйств: они выращивают кукурузу, суданку, оливки и многолетние травы и экспортирую это все в Италию. При этом держат 500 голов откормочного скота.

Я хотел бы, чтобы наше государство сосредоточило внимание на развитии мини-ферм. Это моя огромная мечта. Когда мы будем сажать многолетние травы на малых территориях. Уменьшать затраты и увеличивать доходы и снижать себестоимость мяса за счет кормов. Думаю, нужен проект мини-ферм. Очень понятный, где будет указано, как действовать хозяйствам и молодым фермерам в предлагаемых условиях. Я надеюсь, мы его реализуем. И тогда любой человек даже не из этой сферы сможет обучиться, воспользоваться программами и построить свою мини-ферму с поголовьем 200-500 голов. Используя на малой земле все преимущества. Земельный кодекс очень сложный, очень трудно получить землю. Я участвовал десять раз в конкурсах и девять из них проиграл. Теперь я понял: если государство не дает возможность молодым фермерам расширяться, то мы должны учиться работать на малых землях и получать от этого максимальную выгоду. На примере Турции или европейских стран».

На Бога надейся, но…

«Мы получаем определенные субсидии, но этого мало. Даже в сравнении с нашими соседями по ЕврАзЭС мы очень сильно проигрываем. Субсидия на удешевление кормов очень помогла бы. В прошлом году активно поднимали этот вопрос, потому что в нашем регионе большая засуха. Очень сложно пришлось хозяйствам. Если вы зайдете на ОLХ, то найдете очень много предложений о продаже, потому что многие хозяйства сейчас закрываются из-за нехватки субсидирования, проблем с работниками. Вот поэтому нельзя, как раньше, делать акцент на большие хозяйства, надо сфокусироваться на мини-фермах.

Но сделать это без поддержки государства невозможно. А что наше государство? Срезает и так мизерные субсидии, которые в три раза меньше, чем, например, в  Белоруссии. О каком росте может идти речь? Соседний Узбекистан раздает кредиты налево и направо фермерам, предоставляет беззалоговые кредиты, это уже дало мощный импульс сельскому хозяйству в целом. Когда же мы поймем, что если сегодня мы загубим фермеров, завтра загубим целую нацию!

На государственном уровне нужны проекты, которые будут помогать человеку оставаться в селе. Сейчас на 50 процентов подорожали все запчасти, техника. Трактор Lovol, который могли купить за семь миллионов, в связи с кризисом стоит 11 миллионов тенге, и это не предел. Соответственно, на 30-40 процентов должна была вырасти и цена мяса, и доходы людей. Нужен какой-то мост в лице государства, который будет регулировать цены, чтобы хозяйство не загнулось, и простой народ мог получать качественное мясо по разумной цене. Мы хотим, чтобы наш труд хорошо оплачивался. Чтобы мы могли платить достойную зарплату людям. А как мы можем обеспечивать достойные условия, когда у нас у самих нет дохода. Государство должно сделать все, чтобы помочь людям остаться в селе. Село должно жить.

Лет через 10 мы столкнемся с большой проблемой, когда некому будет осваивать земли, потому что элементарно нет пастуха или тракториста. Уже сейчас приходится обучать сторонних людей, чтобы они нам сено скосили. Проблема с кадрами острая. И этот вопрос надо решать на уровне правительства. Надо обучать фермеров, поднимать их авторитет, потому что мы не колхозники, мы люди, которые помогают стоять государству на ногах. Не тех людей мы превозносим, не музыканты и актеры должны быть в таком почете, а фермеры.

Я хочу как можно больше людей заинтересовать сельским хозяйством, помочь молодым фермерам. Это и есть служение народу – заниматься тем, чем мы занимаемся испокон веков. Выращивать качественный, биологически чистый скот, экспортный потенциал повышать. Сельское хозяйство – тот самый океан, в который нам всем надо окунуться».

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.