Как химик и стоматолог на свадебные деньги купили землю и стали фермерами

Фото автора

Мурат Култаев химик-технолог, работал главным инженером на нефтеперерабатывающем заводе, его супруга Айнара — стоматолог. Оба переехали в Актобе из Акбулака Оренбургской области. Поженились, и на все деньги, которые им подарили на свадьбу, и накопленные на квартиру, молодые пять лет назад купили 20 гектаров земли недалеко от города, открыли крестьянское хозяйство. На этой земле когда-то выращивали кормовые, но 20 лет она лежала нетронутой. Сегодня здесь выращивают овощи, кукурузу, дыни и арбузы. На урожай жаловаться не приходится, только рабочих рук для сбора не хватает, и Мурат с Айнарой внедрили метод «самосбора» — желающие купить у них продукцию, приезжают в хозяйство и сами собирают то, что им нужно. На выходе весы, там и расчет.

СУПЕРМАРКЕТ НА ПОЛЕ

«Это метод американских фермеров, — объясняет Мурат. – Мы его внедрили случайно. Пришли как-то покупатели, продукция у нас на поле, мы собрать не успеваем. Это было 3 года назад. Я предложил покупателям собрать овощи самим, и сколько я плачу рабочим – 50 тенге за килограмм, на такую сумму сделать им скидку. И люди согласились. Оказывается, в Европе и Америке самосбор давно развит. Люди приезжают, машину взвешивают, им дают лист, в котором написано, где и что растет, а на поле флажки-указатели. Машина проезжает на поле, люди собирают овощи, на выезде машину снова взвешивают, принимают оплату за разницу в весе. То есть за вес собранной продукции. Получается, такой супермаркет на поле. У нас почти тоже самое. Арбузы, тыквы, дыни люди покупают на выезде».

О 20 ГЕКТАРАХ ЗАЛЕЖИ ВМЕСТО НОВОЙ КВАРТИРЫ

Крестьянское хозяйство молодые супруги назвали «Победа». Открыли они его в 2017 году.

«Мы над названием долго не думали. Я вырос в колхозе «Победа». Это было передовое хозяйство. Подумали: пусть и наше будет таким. Могли на свадебные и накопленные деньги купить квартиру, но решил открыть свое дело. Супруга меня поддержала. Сказала: потом несколько квартир сможем купить. Но пока купили одну, и ту в этом году продали, деньги вложили в хозяйство, живем сейчас на квартире», — смеется Мурат.

На купленной земле 20 лет ничего не сеяли. Из 20 гектаров 15 были орошаемыми, при этом воды не было и в помине. Но недалеко от поля есть балка, куда по весне набирается талая вода. Оттуда Мурат протянул капельную ленту для полива, пробурил еще две скважины, стал сажать овощи, арбузы, дыни, построил теплицу-рассадник. Сейчас строит дом и консервный цех.

О ВЫБОРЕ. ЛУЧШЕ ЖИТЬ НА ЗАРПЛАТУ ИЛИ ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО?

Спрашиваю Мурата: «Вы не агроном, кто вас консультировал? Не страшно было браться за такое дело?»

«Я агроном-самоучка, учусь каждый день. Сижу в чате российских бахчеводов, получаю рекомендации у них. Читаю много, книги покупаю в российских «Букинистах». Вообще, землей занимался с детства. Мама была сильным огородником, и нас приучала трудиться. Когда был ребенком, работать на земле, когда другие дети отдыхают, не очень нравилось, но сейчас все, чему я тогда научился, очень даже пригождается, — говорит Мурат. – Да, я мог и дальше работать на заводе. Но там нет движения. Здесь – свое дело, ты не работаешь от зарплаты до зарплаты. Получил деньги — потратил и ждешь, когда следующая получка. Здесь сложнее, но интереснее. Каждый день разные люди, и очень приятно, когда они благодарят за наш урожай, уезжают довольные. Потом приезжают на сбор уже со своими соседями, знакомыми, которым они рассказали, что у нас вкусные овощи. Приезжают люди, которым 50-60 лет и говорят: впервые едим желтый арбуз, он очень вкусный! Приятно же. Некоторые говорят: мы всей семьей 10 соток на даче еле осваиваем, устаем, как вы на такой площади работаете? Сложно, конечно. Потихоньку покупаем технику, агрегаты, чтобы механизировать свой труд. Все заработанное вкладываем в землю».

О ЖЕЛТЫХ АРБУЗАХ И НЕ ТОЛЬКО

Воскресенье. 10 утра. На улице уже +28. В крестьянском хозяйстве вовсю кипит работа. У въезда стоят уже несколько машин: горожане приехали на сбор овощей. Супруга Мурата Айнара ловко справляется с ящиками, в которых уже собранный урожай, взвешивает их, отпускает покупателей. В ящиках помидоры, перец, баклажаны, кабачки. Рядом на столе разрезанные арбузы. Каждый может попробовать и купить ягоду того сорта, который понравился. Гора арбузов и дынь рядом.

Нина Алексеевна, пенсионерка: «Приезжаю за овощами во второй раз. Они дешевле, чем на рынке, а качество отменное. Ещё и арбузы попробовала и купила».

«Я приезжаю сюда уже во второй раз, — рассказывает Нина Алексеевна. — Я учитель, сейчас на пенсии. Занимаюсь заготовками. Мне знакомые сказали, что по кобдинской трассе есть поля, и там можно самим собрать помидоры. Мы приехали, а тут и огурцы, и перцы. Помидоры отличные, мясистые. Еще и дешевле, потому что сам собираешь. На рынке домашние помидоры 600 тенге, огурцы 700! Приезжаем второй раз за баклажанами. Еще и арбузы набрали. Я желтые арбузы ела давно в Геленджике. Молодцы, ребята, все у них вкусное, чистое, и все хорошо организовано».

Как рассказывает Мурат, желтый арбуз они сажают уже не первый год. Семена у них корейской и японской селекции, продают их в России.

«У нас есть желтые арбузы с красной мякотью – они очень сладкие, есть зеленые снаружи, внутри желтые, они сахаристые. Есть полностью желтые, но их в этом году не продаем, они пойдут на удобрения. На этих арбузах ботва высохла до того, как созрел плод, и он не успел набрать сахар. Все из-за перепадов температуры. В этом году весна была очень прохладной, потом наступила жара, за ней снова пошли дожди. Ночью +10+8, днем +30. Для бахчи такая погода не очень благоприятная», — объясняет глава крестьянского хозяйства.

Урожая много, а рабочих рук не хватает, в К/Х внедряли метод самосбора. Люди сами собирают овощи, на выходе с поля рассчитываются.

О ВЛОЖЕННЫХ МИЛЛИОНАХ

— За 5 лет сколько миллионов вложили в хозяйство?

— Только в этом году около 15 миллионов. Продали квартиру. Строим возле поля помещение, хотим здесь жить, нашли рядом садик детям. У нас две маленькие дочки. Часть помещения хотим отдать под консервный цех, заниматься заготовками, чтобы все, что вырастили, шло впрок.

Земля – это постоянные вложения. Вначале я обработал ее, пробурил скважины, провел капельный полив. В этом году купил технику, раньше брал ее в аренду, в год уходило 2 млн тенге. Помогли в «Казагрофинансе». Купил китайский Lovol нашей сборки. 35% за него платит государство. Из 11 миллионов мы платим только оставшиеся 65%. На «Джондир» пока не заработали. Купил еще навесное оборудование, опрыскиватель, культиватор. Опрыскиватель б/у, поэтому не субсидируется, а новый дорогой, стоит 4,5 млн тенге.

На тракторе я работаю сам или брат. Тоже научился по ходу.

— Вы всему учитесь «по ходу». Ошибки были в производстве, о которых жалели?

— Они каждый год, притом, что, казалось бы, готовишься ко всему тщательно. Но от подготовки зависит только половина результата, остальное — от погоды. Можно сделать все, а если ночи холодные, растение может заболеть, и ничего ты с этим не сделаешь. Поэтому мы переходим на прививку. Каждый год сажаем арбузы на 6-10 гектарах. Сейчас изучаем технологию, которая пришла из Иордании, где делают прививки арбуза на тыквенный корень, чтобы меньше использовать инсектициды, фунгициды против болезней и вредителей. Видите, поле сейчас у нас зеленое? Это значит, что  арбузы не болеют, и не надо большого количества удобрений.

Мурат Култаев строит дом на поле, там будет и консервный цех.

О РАБОТЕ ВНЕ СЕЗОНА

Молодой предприниматель говорит, что у крестьян работа вовсе не сезонная, как думают многие. Они трудятся круглый год. С февраля уже готовят теплицы, сажают рассаду. Первыми – перец и баклажаны. Десять тысяч корней для себя и 5 тысяч на случай досадки. Если досадка не нужна, заморозков нет, оставшуюся рассаду продают населению.

…К полю один за другим подъезжают машины. У Айнары кипит работа, она только и успевает отпускать покупателей. Уезжать они не торопятся. Им предлагают попробовать арбузы. После дегустации они снова идут к весам уже с арбузами.

Мурат и Айнара, можно сказать, на поле круглосуточно. Один вагончик на одном конце поля, второй на другом. По ночам каждые 2 часа обход. Были случаи, когда урожай воровали, причем днем. Проезжает машина – сорвал арбузы и поехал дальше. Что делали? Догоняли.

— Супруга не жалеет, что бросила стоматологию?

— Она устает, конечно, — немного задумавшись, отвечает Мурат. – Айнара работает с клиентами, принимает звонки, на ней весы и расчет, обеды для рабочих, их у нас четверо, не считая нас самих. Посадкой тоже занимается, еще ведет Инстаграм-страницу, многие о нас узнают через нее.

«Некоторые приметы соблюдают, чтобы был хороший урожай. У вас есть такие?» – спрашиваю я у Айнары. «Мы верим только своему труду. Супруг, правда, еще лунный календарь смотрит. Он его еще не подводил. Подводят только работники иногда и погода», — говорит Айнара.

О ВРЕДИТЕЛЯХ

Одна из проблем, которую пока в КХ «Победа» решают с трудом, – вредители. Рядом с полем – теплицы. Весной, как только там становится жарко, и открывают форточки, на соседние поля летят мошки — белокрылки. Это вредители из класса сосущих. Они обычно сидят под листом растения и высасывают из него все полезные соки, еще и откладывают яйца, из которых вылупляется множество личинок.

«Чтобы как-то избавиться от вредителей, осенью, пока еще морозы, мы стараемся землю перепахать, — говорит Мурат Култаев. — Химикаты применяем, но до появления плодов. Самый сильный вредитель — Тuta absoluta– южноамериканская томатная моль. Субсидируют ли нам затраты на обработку полей от вредителей? Нет, это только для орошаемых земель. Мы статус поменяли только в этом году. Изначально наша земля была под пастбища. Была задумка заниматься КРС, но на такой площади это невыгодно, к тому же, рядом трасса и город. Слышал, что на следующий год государство будет помогать бороться с вредителями. Томатная моль – это головная боль всех крестьянских хозяйств, которые находятся рядом с теплицами. Против нее препараты, которые есть, не действуют. Не сажать томаты мы не можем. Людям нужен полный ассортимент, если они едут на поле за овощами.

Теплицу- рассадник молодые фермеры возвели своими руками.

О ПЕРЕКУПЩИКАХ

В «Победе» выращивают не только арбузы дыни, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, перцы и кукурузу – еще крупноплодную тыкву. Ее просят на Хэллоуин.

«Первые годы я сажал 10 линий кабачков, в день получали тонну. Куда девать? Мы повезли на оптовый рынок. У продавца точка 2 на 2 метра, спрашиваем: почем возьмете кабачки? Говорит: по 80 тенге, и тут же предлагает их по 240. Этот продавец не тратил свое время, не сажал, не ухаживал за овощами, и имеет в 3 раза больше нас! Мы все забрали и с тех пор с «перекупами» не имеем дела. Взяли телят, кабачки пустили им на корм. Телят мы и сейчас держим, все излишки, порча идет им. Осенью мы продаем телят на мясо», — говорит Мурат Култаев.

О ДОРОГОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Рядом с КХ «Победа» нет речки. Полив получается энергозатратным. За каждый киловатт сельский предприниматель платит 30 тенге, как всякое юридическое лицо.

«Это треть всех расходов на производство продукции, — говорит Мурат. — Физлица платят за свет 11 тенге. Почему для сельхозтоваропроизводителей нельзя сделать тариф чуть выше, чем им, но не 30 тенге? Отсюда цена на продукцию. Из моих вложений 20% уходит на электроэнергию. Мы стараемся собрать воду весной, сохранить ее, перешли на капельное орошение — ресурсосберегающую технологию, но затраты все равно большие. Я говорил об этом на собрании в акимате, в «Атамекене», обещают, что затраты на электроэнергию нам будут субсидировать. Было бы хорошо, если так. Для нас это было бы большой помощью».

О НЕХВАТКЕ РАБОЧИХ РУК

Мурат Култаев показывает теплицы. Объясняет: построил их по методу Митлайдера: крыша на северной стороне чуть выше, на южной – ниже, вентиляционное отверстие с южной стороны, чтобы заходил теплый ветер. Рядом с теплицей новостройка. Будущий дом и консервный цех под одной крышей.

«Хотим следующей весной предложить желающим приехать и помочь нам с посадкой. Осенью они получат за это продукцию. С рабочими очень сложно. Или можно посадить в день 10 линий рассады, за каждую получить 3 тысячи тенге, длина линии 200 метров. В день можно вдвоем заработать 30 тысяч тенге. Мы нанимаем людей. Но они приходят на один день и больше не появляются. Им хватает этих 15 тысяч прожить на какое-то время, а нам надо уложиться с посадкой в сроки, приходится искать людей, просить, поэтому придумываем разные варианты», — делится проблемой Мурат.

О КОРЗИНАХ С ОВОЩАМИ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ

На часах 11. Работники хозяйства в их числе брат Мурата, который приехал на лето из России на подмогу, могут устроить передышку. Под навесом возле вагончика Айнара готовит чай.

«В перспективе мы хотим организовать доставку овощей на дом, — говорит о планах Мурат за чаем. — Чтобы нам заказывали корзины с продуктами – огурцами, помидорами, рукколой, мы бы их красиво упаковывали и доставляли покупателям прямо домой».

На следующий год в К/Х «Победа» хотят попробовать посадить скороспелые арбузы. Они созревают буквально за 2 месяца. Под них думают оставить 3 гектара. Арбузы планируют посадить ранней весной под укрывным материалом. На капельном поливе под пленкой бахчевые мало кто сажает. Корни тогда у ягод всегда во влаге, под пленкой тепло, и созревание идет быстрее. К началу июля в «Победе» хотят получить первый урожай.

Еще у Мурата есть мечта открыть фермерский рынок.

«У нас есть группа бахчеводов и огородников, я предлагаю им открыть фермерский рынок. У меня земля позволяет, город совсем рядом. Осенью в августе – сентябре на этом рынке мы бы торговали своей продукцией. Зачем кормить «перекупов»? — рассуждает фермер. – На коммунальном рынке проводят сельхозярмарки, но фермеры там сливаются со всеми продавцами, в их числе с перекупщиками, и людям сложно понять, где реальный фермер с местной продукцией, а где «перекуп» с завозным товаром».

Актюбинская область. П. Жанаконыс. На арбузном поле К/Х «Победа». Глава К/Х Мурат Култаев

О чем еще мечтает Мурат Култаев? Чтобы в обществе изменилось отношение к фермеру.

— В Америке, — говорит он, — фермера узнают по шляпе и сетчатой футболке. Завидев такого человека, люди пропускают его в очереди, относятся с почтением. Его считают кормильцем. Может, когда-нибудь и у нас в стране будут так почитать наш труд?» — говорит он.

Екатерина Беляева,

Актюбинская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.