Бенчмаркинг — это изучение и адаптация наилучших методов других предприятий, в том числе и иностранных, для совершенствования собственных результатов. Для сельского хозяйства особенно полезный и важный прием, считает доктор сельскохозяйственных наук Виктор Сиволап. Вот только у нас в Казахстане на практике это уже много лет фактически не работает. Хотя в своё время бенчмаркинг был излюбленным методом фермеров. Называлось это всё, правда, иначе.
«За этим иностранным словом кроется давно всем известный приём, который широко использовался в управлении. Это ничто иное, как изучение и внедрение передового опыта. Для этого существовала целая система, включающая в себя специальные школы повышения квалификации, обязательное регулярное переобучение управленцев всех уровней. На базе лучших предприятий регулярно проводились семинары по обмену опытом. К сожалению, при переходе к новым формам хозяйствования данный прием используется недостаточно. Причиной является то, что руководители частных предприятий не считают необходимым повышать свою квалификацию. А также то, что прогрессивные приемы становятся коммерческой тайной. Кроме того, сейчас отсутствует государственная политика в сфере передачи передового опыта», — отмечает профессор.
Грустные итоги такого поверхностного подхода к сельскохозяйственной отрасли мы видим в едва держащемся на плаву животноводстве. Хотя Казахстану есть на кого равняться, чтобы выправить положение. Например, опыт Монголии может пригодиться в развитии овцеводства, мясного скотоводства и табунного коневодства. А наработки канадских фермеров подойдут для молочного скотоводства, свиноводства и птицеводства.
«Для успешного бенчмаркинга нужно учитывать климатические различия, уровень поддержки государства, систему закупа и реализации продукции. Климат Монголии, например, близок к погодным условиям в Центральном Казахстане. И у нас, и у них имеется множество природных пастбищ со скудной растительностью. При этом поголовье овец в Монголии превышает 60 миллионов голов, а в РК оно в 3 раза меньше. Следовало бы изучить, как они добились таких результатов и внедрить это у нас», — отмечает Виктор Сиволап.
Канадский опыт не менее привлекателен: пока у нас животноводство в состоянии застоя, там умудряются успешно развивать отрасль, «страдая» такой же масштабной распаханностью земель, как, например, в Северо-Казахстанской области. В целом, согласно исследованиям ученого, сравнительная характеристика состояния животноводческой сферы в Казахстане, Канаде и Монголии выглядит следующим образом:
Показатели Казахстан Канада Монголия
Население страны, млн чел. 19,08 38,24 3,35
Общая площадь страны, тыс. км2 2725 9 984 1564
Площадь природных пастбищ, тыс. га 179223 25000 121633
— в % от общей площади страны 65,8 2,5 77,7
Поголовье домашних животных,
тыс. голов
— крупный рогатый скот 7850 11150 4751
— овцы и козы 20057 900 61511
— лошади 3139 — 4213
— верблюды 227 — 472
— свиньи 816 14025 —
— птица 43300 178951 —
Чему можно научиться у Монголии? Там главную роль в развитии отгонного животноводства играют природные пастбища, занимающие 77,7% от общей площади страны. На одну голову приходится 1,7 га. В Казахстане же доля природных пастбищ — 65,8%. При этом, отмечает профессор, на одну голову скота отводится почти 6 га. Однако количество тех же овец показывает, что не в размере дело. Ведь большинство монгольских пастбищ даже не имеет водопоев, и вопрос недостатка приходится решать за счет строительства каналов и искусственных водохранилищ. Однако такие препятствия не тормозят развитие сферы. Напротив, государство стимулирует сельское хозяйство.
«В стране созданы условия для успешного функционирования как субъектов мелкого, среднего и крупного бизнеса, как государственных так и частных. По оценкам исследователей, в Монголии работают 38 крупных предприятий, из которых 85 процентов составляют компании по первичной обработке сырья. Среди них наиболее известны «Говь», «Буян», «Санширо», «Эармэл» и «Амикал», которые поставляют на мировой рынок кашемировую продукцию. Маркетинговая составляющая формирует за счет животноводства почти 74% монгольского экспорта, где главными составляющими являются шерсть и скот. На сегодня по величине поголовья скота на душу населения эта страна находится на первом месте в мире — около 30 голов на одного человека», — говорит Виктор Сиволап.
В Канаде животноводство обеспечивает каждое восьмое рабочее место, а в различных сферах, связанных с обслуживанием, переработкой и реализацией продукции, задействовано 2,3 млн человек. Но так же, как и в Казахстане, там существует проблема нежелания молодых специалистов трудиться в сельском хозяйстве. Кроме того, падают доходы фермеров из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. И тут уже стоит присмотреться к канадскому опыту по решению этих вопросов.
«Фермерам действенную помощь оказывает государство путем выделения субсидий и льготных кредитов, снижения налогов, регулируя уровень инфляции. Это стимулирует фермеров к увеличению капиталовложений, формированию товарно-материальных запасов, расширению экспортных операций», — говорит эксперт.
Бенчмаркинг в сельском хозяйстве нужен Казахстану, уверен Виктор Сиволап. В масштабах страны и в виде полноценной программы. Чтобы не только осторожно рекомендовать как чиновникам, так и фермерам определенные успешные наработки в сфере, но и закреплять их на законодательном уровне, делая обязательными к исполнению, резюмирует Виктор Сиволап.
Павел Притолюк,