«Сена нет. Зимой будет еще труднее». Рост цен на корма вынуждает фермеров продавать скот

Фото: "Радио "Азаттык"

Засуха подталкивает вверх цены на корма. Казахстанские фермеры распродают скот, опасаясь не прокормить его зимой. Как следствие — продавцов на скотном рынке больше, чем покупателей. Чиновники между тем не исключают, что корма могут подорожать еще больше. Репортер Азаттыка побывала на самом крупном скотном рынке Туркестанской области и поговорила с торговцами и покупателями.

РЫНОК В КАРАБУЛАКЕ

В Туркестанской области, как и в других регионах страны, в этом году из-за засухи плохой травостой. Дождей не было почти всё лето, сена заготовлено меньше, чем обычно, а цены на него выросли по сравнению с прошлым годом вдвое. Животноводы оказались в трудном положении: многие решили сократить поголовье скота, потому что не могут купить корма.

Самый крупный скотный рынок региона расположен в Карабулакском сельском округе, примерно в 50 километрах от Шымкента. По официальным данным, в округе живет более 50 тысяч человек, зарегистрировано более 1 500 фермерских хозяйств.

Из-за введенных в связи с пандемией коронавируса ограничений рынок теперь работает только раз в неделю — по средам. Торговцы и покупатели стекаются сюда из ближних и дальних сёл.

Живой товар завозят на рынок после полуночи. Торговля начинается ранним утром. Завершается она до наступления вечера. В последнее время — еще раньше, потому что желающих купить меньше, чем продавцов.

Территория базара в Карабулаке огорожена бетонным забором. Несмотря на наличие нескольких ворот, скот разрешают провозить через один вход, вывозить — через другой.

По правилам рынка при выезде нужно заплатить 500 тенге за каждую голову. Поэтому продавцы очень заинтересованы в том, чтобы на товар нашелся покупатель, иначе эти расходы им придется нести самим.

На трех автостоянках возле рынка сотни парковочных мест для легковых и грузовых машин.

Те, кому не хватило места на стоянке, паркуются прямо на обочине.

Скотный рынок в Карабулаке состоит из трех частей. На одной площадке продают овец и коз, на другой — крупный рогатый скот, на третьей — лошадей. Все части переполнены.

Животные стоят и прямо перед воротами рынка. Столпотворение. Блеяние овец, мычание коров, ржание лошадей.

«ЗИМОЙ БУДЕТ ТЯЖЕЛЕЕ»

Бакпан Коспанов приехал из села Кенес Байдибекского района. Он привез на продажу четырех овец.

Бакпан говорит, что с ранних лет занимается скотоводством. В начале этого года у него было 70 голов скота, включая лошадей, коров и овец.

По словам фермера, прежде он закупал на зиму 1 700–1 800 тюков сена и две тонны пшеницы и комбикорма, на всё уходило 500 тысяч тенге.

Но на ближайшую зиму на 40 голов скота он купил около тысячи тюков сена за 1,2 миллиона тенге. На комбикорм нужно еще 200 тысяч тенге.

— Люцерна подорожала вдвое, солома — втрое. Мы живем благодаря разведению скота. Другой работы в селе нет. Государство не помогает. Земля в частной собственности. Сена нет. Зимой будет еще труднее, думаю. Поэтому и продаю, — говорит скотовод.

Коспанов завез овец на рынок в два часа ночи. За овцу он просит 60 тысяч тенге. В 10 часов утра, когда корреспондент говорила с фермером, он не продал ни одной головы.

В тот день на продажу в Карабулаке выставили сотни овец.

Трех-четырехмесячных ягнят продают по цене от 25 тысяч тенге.

Стоимость взрослых овец составляет 40–50 тысяч тенге. Трех- и четырехлетних баранов оценивают на вес.

Большинство овец на рынке тощие.

«ПРИЕХАЛ ПРОДАТЬ ПОЛОВИНУ СКОТА»

На площадке, где продают крупный рогатый скот, не протолкнуться. Люди снуют туда-сюда по тесной дорожке.

Коровы, телята, быки стоят вплотную друг к другу. Торговцев в этой части рынка тоже больше, чем желающих купить.

Большинство покупателей — люди, которые откармливают скот на продажу. Дойными коровами почти никто не интересуется.

— У меня 30 голов. Приехал продать половину скота. Я хочу продать 15 телок, чтобы купить корма для оставшихся 15 коров и сохранить их. Говорят, зима будет суровой. Другого выхода нет, — говорит фермер, не пожелавший представиться.

По его словам, цена на тюк люцерны выросла с 800 до 1 500 тенге, мешок отрубей подорожал с 1 000 до 2 200 тенге.

Пшеница, которую раньше покупали по 60–70 тенге за килограмм, сейчас стоит 120–130 тенге. Стоимость тюка соломы поднялась до тысячи тенге.

— Одна корова за зиму съедает кормов на 100 тысяч тенге. А я не могу продать телку даже за 140 тысяч тенге. Выращивать скот стало невыгодно, — считает фермер.

По словам перекупщиков, на рынке крупный рогатый скот подешевел примерно на 30–40 тысяч тенге за голову. Например, телок весной продавали по 140–150 тысяч тенге, сейчас они стоят 110–120 тысяч тенге.

— Такого падения цен на скот и такого переполненного рынка я еще не видел. Число продавцов растет изо дня в день, — говорит Нурлыбек Сикымбаев, занимающийся перепродажей скота.

Особенно подешевели лошади. Мужчина из Тюлькубасского района, который привез на продажу кобылу с двумя жеребятами, пожаловался, что на рынке не берут лошадей.

Весной кобыл с жеребенком продавали по 700 тысяч тенге, а сейчас фермер не может продать и за 550 тысяч тенге. Он также говорит, что разводить скот становится делом убыточным.

— Мы пили саумал. Пришла осень, сена нет. Корма покупать очень дорого. Их стоимость для кобылы с жеребенком на зиму составит 300 тысяч тенге, поэтому мы решили продать их, пока они не умерли от голода зимой, — говорит он.

Другой фермер, проходивший мимо, добавил с обидой:

— Думаете, кто-то выслушает нас, кому-то нужны наши проблемы? Никому нет дела. Раз держишь скот, заботься о нем сам. А что нам делать, как не продавать? Сейчас у нас есть хоть немного кормов. В Мангистауской области скот погиб от голода. Кто помог? Никто. Почему им не помогает государство?

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ»

Пенсионер из Сайрамского района Сайдикарим Абдиазимов держит около 400 овец, 150 лошадей и 150 голов крупного рогатого скота. Он утверждает, что засуха в этом году сильно ударила по животноводам.

— Не всем по карману покупать сено и корма, стоимость которых выросла как минимум вдвое. Люди привозят на продажу скот по низкой цене не от хорошей жизни, они содержат свои семьи за счет этого скота, — сетует фермер.

— Мы арендуем землю, занимаемся посевами, косим сено. Надеемся, что кормов хватит до весны. Живем за счет возделывания земли и разведения скота. В селах нет фабрик и заводов. Как фермер, продавший скот, будет завтра кормить свою семью? Это ведь нехорошо. Правительство должно думать о людях, — говорит Сайдикарим Абдиазимов.

Представители местного акимата подтверждают, что из-за засухи выросли цены на корма. Они говорят, что сена достаточно, но не исключают, что корма могут подорожать. На стоимость сена влияет рост цен на бензин, покос и тюкование сена, поясняют они.

— К росту цен приводят и опасения по поводу возможного дефицита. Кроме того, если прежде сено тюковали по 40 тенге, а сейчас за эту работу берут по 80 тенге, — говорит представитель управления сельского хозяйства Туркестанской области Нуржигит Мырзахметов.

По его словам, от засухи особенно сильно страдают фермеры Келесского и Сарыагашского районов. На пастбищах нет травы. В области не хватает кормов. «Зерновыми засеяно 216 тысяч гектаров, однако урожайность с гектара не превышает 10 центнеров», — говорит представитель управления сельского хозяйства.

По официальным данным, в Туркестанской области насчитывается более миллиона голов лошадей и крупного рогатого скота, более семи миллионов овец и коз. На зиму в регионе необходимо заготовить по меньшей мере четыре миллиона тонн сена.

Некоторые эксперты прогнозируют: цены на скот, которые упали этой осенью, могут резко подскочить предстоящей зимой, а это неизбежно приведет к подорожанию мясной и молочной продукции.

Источник: Дилара ИСА,

«Радио «Азаттық»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.