Сыбағасын алды: как павлодарские животноводы субсидии похищали и чем это закончилось

О фактах хищения 216 млн тенге, выделенных в рамках госпрограммы «Сыбаға», сообщили 14 сентября в Агентстве по финансовому мониторингу РК. Но оказалось, что осудили горе-фермеров ещё 4 июня, то есть 3 месяца назад.

Как гласят материалы дела, глава КХ «Алтай» Сатпек МУКИН, чтобы незаконного получить субсидии, приобретал КРС в России, а после ввоза делал животным документы племенных буренок пород «герефорд» и «симментал». Ничего не ведавшая безродная скотина путешествовала и в пути получала и новые документы, и новую родословную. Подделывались и договора купли-продажи. Вся эта липовая документация позже прилагалась к заявке на получение государственных субсидий.

Итоговое судебное заседание над деятельными аграриями проходило в открытом режиме. На скамье подсудимых оказались пятеро жителей области. Кроме уже упомянутого Сатпека Мукина, перед Фемидой предстал его племянник Диас МУКИН – их обоих обвинили в мошенничестве и подделке документов, здесь же «фермеры» Ринат КАНАЕВ и Сунгат АЙМУХАНОВ – за мошенничество, а также Ильдар САТТАРОВ, которому инкриминировали подделку документов, оттисков печатей и штампов казахстанских и российских ведомств. Всего в обвинительном заключении с участием этих граждан содержится 12 эпизодов нарушений Уголовного кодекса РК.

В 2018 году управление сельского хозяйства акимата Павлодарской области реализовало программу субсидирования инвестпроектов, в которой принял участие и Сатпек Мукин. На тот момент он занимался предпринимательством – основной деятельностью КХ «Алтай» была переработка молока и разведение молочных пород скота. Хозяйство располагалось в селе Қазы района Аққулы. В сообщники животновод подрядил своего племянника Диаса Мукина, который в силу возраста лучше разбирался в IT-технологиях, а главное – имел полезное знакомство со специалистом по изготовлению печатей, штампов и документов Ильдаром Саттаровым.

Совсем не проблемой для предприимчивых «скотоводов» оказалось то, что на ввоз и реализацию племенного КРС из России в Казахстан действовал запрет. Мукины закупили 520 голов КРС у знакомого фермера в России якобы для убоя. Однако уже после попадания в Казахстан с помощью фиктивных бумаг коровы вдруг стали «породистыми» и весьма выросли в цене. Главное, за их приобретение причитались субсидии.

Занятно, но купленные в России коровы внешне были весьма схожи с племенным скотом, что немного упрощало задачу махинаторам. Подбирали «экстерьер» со знанием дела. Весьма близки к оригиналу были и документы, а их пришлось изготавливать целую кипу: ветеринарные сертификаты, акты приема-передачи скота, бонитировочная ведомость племенного молодняка КРС мясных пород, договоры купли-продажи, приложение к ветеринарному сертификату на перемещение из России в Казахстан, акты о постановке животных на карантин, акты о снятии с карантина и отбора племенных животных. Все эти документы были отсканированы и прикреплены к заявкам на субсидирование от 12 и 19 июня 2019 года посредством веб-портала «Электронное правительство». Общая сумма незаконно полученных субсидий составила почти 79 млн тенге!

По следующему эпизоду, раскрытому следствием, Сатпек Мукин помог с документацией уже другому фермеру – Ринату Канаеву, главе фермерского хозяйства «Камбар». Тот купил в кредит через кредитное товарищество «Акнур» 100 племенных голов КРС опять же в Томской области России, причем у того же продавца, что и Мукин. В этом случае скот вроде и был породистым – герефорды, только вот с сертификатом снова вышла какая-то беда – он не соответствовал целевому назначению, как было заявлено. По сути, сертификат не подтверждал принадлежность закупленного КРС к породе герефорд. Проблему пришлось решать через продавца, который и посоветовал обратиться к Мухину, как более опытному в оформлении импорта животных. Тот за вознаграждение в 100 тыс. тенге решился помочь, подготовив липовый сертификат. Благодаря чему фермер подал заявку на субсидирование через портал «Электронного правительства» и получил 17,5 млн тенге субсидий. С одной стороны, скот в действительности был закуплен и привезен, но есть здесь одно большое «но», которое и легло в основу обвинительного заключения: скот Канаев закупил по цене ниже рыночной, за счет того, что документов, подтверждающих качество скотины, вовсе не было. Бумаги были подделаны позже, что одномоментно подняло стоимость скота до уровня породистого, и дало возможность фермеру обратиться к государству за субсидиями.

Аналогичная схема была применена фермером Сунгатом Аймухановым, главой КХ «Баракат». Только здесь был «закуплен» уже «симментальский» скот, за приобретение которого государство возместило животноводу более 15 млн тенге, 6 млн из которых за свои «услуги» взял Сатпек Мукин.

Суд признал всех подсудимых виновными в предъявленных обвинениях. Сатпек Мукин был приговорен к 6 годам лишения свободы, Диас Мукин, Сунгат Аймуханов и Ринат Канаев к 5 годам лишения свободы. Впрочем, всем им суд назначил лишение свободы «условно», то есть без реального лишения свободы. Их также лишили права занимать руководящие должности в финансовых и коммерческих организациях сроком на 5 лет. Весьма благосклонен суд был и к изготовителю поддельных оттисков Ильдару Саттарову – он также был признан виновным и приговорен к 2 годам ограничения свободы.

Станислав МАНАКОВ, фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.