Чиновники твердят, что эта отрасль для нашей страны несвойственна, нетрадиционна, а значит, её нужно лишить субсидирования. Хотя спрос на мясо свиньи очень велик в соседнем Китае.
В Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области расположен один из крупнейших в стране свиноводческих комплексов. Проектная мощность предприятия, принадлежащего ТОО «ЕМС Агро», сегодня составляет до 10 тыс. голов животных, или 10 тыс. тонн охлажденного мяса в год. Но и этого недостаточно — свинокомплекс планируют расширять до 200 тыс. голов. Делается это, в том числе, и с большой перспективой на экспорт. Конечно, здесь речь идёт о Китае. Однако пока вопрос по независящим от свиноводов причинам «завис» в воздухе. Хотя отрасль в Казахстане уже доросла до того, чтобы покрывать внутренний рынок и вывозить продукцию за рубеж.
«Нам необходимо попасть в реестр таможенного управления Китая. Мы уже 2 года над этим бьёмся, отрабатываем вопрос с нашими ветеринарными службами, с посольством Казахстана в Китае, но до сих пор в этот реестр ни одна отечественная свиноферма не вошла. Хотя там огромная потребность и цены хорошие, но пока не получается», — сетует генеральный директор компании-инвестора «KazFoodProducts» Алихан Талгатбек.
В первую очередь, проблема в пандемии и закрытых границах. Китай отличается здесь очень жёстким подходом. Очевидно, что потенциальным казахстанским экспортёрам нужно ещё некоторое время подождать. Однако уже сегодня отрасль столкнулась с волной внезапного «хайпа», грозящего свести к нулю все позитивные начинания. Об этом корреспонденту Agroqogam.kz рассказал председатель правления «Союза свиноводческих хозяйств Казахстана» Анатолий Злой.
По его словам, определенные бизнес-структуры, как правило, занятые в других видах животноводства, давно испытывают нездоровый интерес к свиноводам. И твердят на всех уровнях о том, что эта отрасль для нашей страны несвойственна, нетрадиционна, а значит её нужно лишить субсидирования, распределив освободившиеся средства между другими участниками рынка.
«У нас на сегодня есть 2 вида субсидий. Это селекционно-племенная работа и закуп племенного поголовья. Доля всей господдержки свиноводства в общем финансировании животноводства в Казахстане составляет всего 0,8%. Наши фермеры эти небольшие деньги получали, удерживали и наращивали объемы свиноводства на определённых уровнях, а теперь нас хотят кончить, получается? Голос этих популистских призывов всё сильнее и сильнее. И мы переживаем, как бы эти идеи не взял за основу наш Минсельхоз. Особенно сейчас, когда перед этой структурой стоит вопрос о распределении средств на субсидирование отраслей», — отметил Анатолий Злой.
Лоббирующие идею ненужности свиноводства для Казахстана руководствуются отнюдь не государственным подходом, считает представитель союза. Чтобы понять масштабы возможных проблем при отказе поддерживать эту отрасль, нужно просто взглянуть на цифры. Численность поголовья свиней в Казахстане — примерно 900 тыс. На промышленных свинокомплексах сосредоточено около 35% от общего количества, остальные — в небольших домашних фермах и личных подсобных хозяйствах. Прямо или косвенно в отрасли задействовано 15 тыс. человек. Всё это — пока потенциальная армия безработных, которая при негативном раскладе рискует стать реальной. Причём, учитывая географию крупных свиноводческих комплексов, коснётся это большинства регионов страны.
Второй момент — вопрос продовольственной безопасности. То, что в Казахстане свинина не популярна, как утверждают некоторые идеологи — полная дезинформация.
«Только в нашей стране свинину ели, едят и будут есть около 5 миллионов граждан нашей страны. Почему кто-то должен решать за этих людей, что им есть? И даже если погубить свиноводство в Казахстане как отрасль, на рынках она не исчезнет. Просто свинина перестанет быть отечественной. Придёт российская или белорусская, сомнительного качества и цены на которую государство уже никак не сможет корректировать. А импортёры будут диктовать условия загрузки наших мясокомбинатов, цены и объёмы, будут навязывать свою продукцию в виде колбасных изделий. Ни о какой продовольственной безопасности страны здесь уже говорить не приходится», — уверен Анатолий Злой.
И третий важный аргумент в пользу дальнейшего развития свиноводства, по мнению представителя отрасли, это тот самый экспортный потенциал. Ранее Казахстан свининой с другими странами не торговал, накапливая производственные мощности. Теперь наши предприниматели готовы ворваться на мировой рынок. И возможности для этого есть.
«Тот же Китай принципиально не закупает свинину в тех регионах и странах, где были зафиксированы вспышки африканской чумы свиней. Сегодня Россия поражена этим вирусом, и китайцы отказываются брать у них эту свинину. А это реальная экспортная долларовая выручка! С должной государственной поддержкой наши свиноводы готовы ещё активнее наращивать поголовье и выходить на китайский рынок. Сегодня свинина там стоит от 3 до 5 долларов за 1 килограмм! Туда выгодно продавать, в бюджет Казахстана придут большие деньги. Китайцы тоже заинтересованы в нашей продукции, так как считают её экологически чистой, что закономерно: в РК отличная сырьевая база, все корма у нас есть, нам не нужно пользоваться какой-то химией, чтобы выращивать животных», — рассуждает эксперт.
Анатолий Злой уверен, что при распределении субсидий нельзя руководствоваться тем, какое направление приоритетно, а какое нет. Свиноводы, получая «крохи» от господдержки животноводства, тем не менее, показали, что у отрасли есть огромный потенциал. Но если даже этот мизерный объём финансовой помощи чьими-то стараниями пропадёт, страну, прежде всего, сельскую местность, захлестнут как экономические, так и социальные проблемы.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область,