Есть ли возможность у Казахстана занять более весомую нишу на мировом рынке продовольствия, пока спорят наши главные конкуренты по продуктам питания? Нужно ли в срочном порядке наращивать новые виды производства и почему в исконно-животноводческой стране полки магазинов завалены зарубежной молочкой? Ответы на эти и другие вопросы редакция Agroqogam.kz попыталась найти у экс-министра сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова.
— Асылжан Сарыбаевич, оцените возможности Казахстана сегодня. Можно ли воспользоваться сложившейся ситуацией и укрепить свои позиции на мировом рынке продовольствия?
— Вы считаете, эта война (между Россией и Украиной. – Agroqogam.kz) будет длиться долго? Все, что мы можем экспортировать, у нас экспортируется в виде сырья. А развертывание нового производства требует довольно длительное время. За год-два вряд ли получится организовать производства, если за 30 лет этого не сделали. Считаю, что нет смысла авралить, нужно подходить более продумано и обосновано.
Если все же говорить про сырье, то те рынки, на которые продают РФ и Украина нам неинтересны из-за высоких транспортных расходов. Стоимость логистики составляет около 25-30% от стоимости самого товара, это значительно.
— Сегодня из-за закрытая рынков стало меньше завозиться «серого импорта» из России, на который жаловались отечественные предприниматели. Поможет ли это нашим бизнесменам в плане увеличения местного производства?
— У нас много молочной продукции из России и Беларуси. Масло, йогурты, даже стерилизованное молоко. Но это не проблема нашего сельского хозяйства – производства сельхозпродукции. Поясню: мы импортируем не потому, что не можем произвести, а потому что, в основном, импортируемая продукция идёт в нарушение всех технических регламентов, и с ней наши производители конкурировать не могут. К примеру, сливочное масло, которое к нам заходит, не является сливочным маслом. Объясню: чтобы произвести 1 килограмм продукта, требуется 21 литр сырого молока. 21 литр умножаем на оптовую цену, которая сегодня составляет минимум 180 тенге, а в основном 210 тенге за литр — это уже около 4 тыс. тенге за один килограмм масла только как составляющего сырья. И ещё это сырье надо переработать, то есть привезти от производителя молока переработчику, взбить, охладить, разрезать, упаковать, развезти по торговым точкам. То есть минимум шесть операций. Но, к удивлению, цена за килограмм сливочного масла, привезённого из соседних стран-импортеров, стоит дешевле, чем сырьё. Потому что туда добавляют различные растительные присадки, такие как соевое масло, красители, вкусовые наполнители, ароматизаторы. И по вкусу сложно отличить потребителю не настоящее сливочное масло от натурального. Но по цене видно, что это не натуральный продукт, потому что он не может стоить дешевле, чем сырьё.
— Почему Казахстан не закрывает свои рынки от такой продукции?
— Потому что наши органы, которые должны выполнять эти функции, полностью бездействуют, и у нас нет политической воли закрыть продукцию из России и Беларуси. Посмотрите функционал, кто должен смотреть за техническим регламентом. Это соответствующие комитеты Министерства индустрии и Министерства здравоохранения.
— Не министерства сельского хозяйства?
— Нет. Потому что в этом случае по ветеринарной части проблем нет. Этот товар не заражен бруцеллезом, туберкулёзом или другими инфекциями. Продукт чистый с ветеринарной точки зрения, но не соответствует техрегламенту сливочного масла и потому должен называться спредом.
В случае надлежащего контроля за техническим регламентом потребитель будет понимать, что перед ним не сливочное масло. И молоко, восстановленное из порошка и стерилизованное, не должно называться по нашему техническому регламенту молоком. Правильное его название должно быть «молочный напиток». А вы, зайдя в магазин, не найдёте ни одной пачки молочного напитка. Все оно на удивление называется молоком. И в этом случае как конкурировать нашему производителю?
Мы не можем выйти на экспорт по молоку, но внутренний рынок обеспечить можем. Но там, можно сказать, идут бои без правил, сплошь и рядом нарушение правил здоровой конкуренции. И поставка контрафактного недоброкачественного импорта «бьет ниже пояса» по нашему производителю. Кроме того, происходит обман нашего потребителя.
— Среди экспертов не раз звучали мнения, что Казахстану нужно выходить из ЕАЭС. Поможет ли эта мера?
— Поймите, это не от союза зависит. Техрегламенты в странах ЕАЭС во многом едины. Вы попробуйте в Россию поставить что-то недоброкачественное. Вас сразу же возьмут за шкирку и дадут такого пенделя, что вы будете долго лететь. И больше никогда вас не пустят. Потому что соответствующие службы работают. Нам же отправляют такой товар, не потому что у нас нет правил, а просто за их исполнением никто не следит или следят не должным образом. Импортеры прочувствовали и понимают, что можно поставлять все и вся. Мы чересчур либеральные ко всему. Мы хорошо «трясём» своих производителей, но к импортёрам у нас вопросов не возникает никогда.
— Кстати, это ещё одна очень актуальная проблема. Отечественные товаропроизводители в один голос заявляют, что закрытие рынков для экспорта — проблема номер один. Что с этим делать?
— Тут все зависит от внутренней политики. Не должно быть сдерживания цен на внутреннем рынке, чтобы решать проблемы обеспечения социально-уязвимых слоёв населения продуктами по доступным ценам. Такие проблемы нужно решать увеличением и расширением адресной социальной помощи (АСП).
То есть если сейчас спрос повысился в связи с запретом на экспорт пшеницы в России в связи с военной ситуацией, напряжением на рынке, то соответственно, повысилась и цена на зерно. И, по идее, мы должны радоваться, потому что за этой ценой стоит труд нашего производителя. Хлеб — это товар, а на рынке товар определяется равновесным положением спроса и предложения.
А обеспечение доступной ценой на хлеб, мукой первого сорта для определённых социально незащищенных слоем — именно на эту категорию наших граждан мы должны использовать адресные инструменты, а не запреты на рынке.
Кроме того, если не будет административного регулирования сдерживания цен на внутреннем рынке, никто не будет убегать вовне, если наша внутренняя цена будет примерно равнозначна нашим экспортным рынкам.
— Имеется в виду, что нужно заниматься повышением заработных плат, а не сдерживанием цен?
— И адресной социальной помощи. Органы социальной защиты должны вовремя и правильно работать с АСП: вовремя и адекватно ее индексировать пропорционально росту цен на продукты питания и другие составляющие, которые входят в потребительскую корзину, применяемую для расчета размера АСП.
Если мы, с одной стороны, говорим, что нам надо увеличить свой экспорт, надо увеличить производство, а как это сделать, если будут запреты? Наш внутренний рынок уже насыщен и очень ограничен. Вы знаете, что для наших сельскохозяйственных производственных мощностей у нас несравнимо мало населения. Как наращивать производство, если спрос ограничен, а экспорт закрыт. И ограничения вводят для того, чтобы сдерживать цены. То есть мы какие-то другие задачи решаем совсем ненужными методами. Когда у человека понос, затычку в зад ему никто не вставляет. Надо лечить другими методами.
Меруерт Шакенова,
Нур-Султан