Даурен Салыков: «Если ящур пойдёт дальше, то вся работа — псу под хвост»

Ситуацию с закрытием Россией границ для нашего КРС прокомментировал директор «Республиканской палаты Ангус Казахстана» Даурен Салыков.

Казахстанские животноводы и без того продолжительное время находятся в режиме экспортной изоляции. И создал такую ситуацию ни Россельхознадзор, ни ящур или другие опасные заболевания, а наши же чиновники от сельского хозяйства, говорит эксперт.

«Мы из Казахстана так и так никуда не можем экспортировать живой скот. Получилось так, что минувшей осенью, когда все фермеры отнимают телят и продают их, заходя на зиму чисто с маточным поголовьем, не получилось в границах нашей страны продать скот по хорошей цене. Ранее тех же бычков продавали по 1000-1100 тенге за 1 килограмм живого веса, но после введенных нашими чиновниками ограничений цена упала до 700 тенге. Фермеры и так пострадавшие от засухи и дороговизны кормов, не смогли компенсировать свои потери», — отмечает Даурен Салыков.

Запрет на экспорт живого скота ударил по рукам отечественным животноводам. Ограничения, введенные в Казахстане, не позволили получить добавленную прибыль с телят. Как итог, по осени многие были вынуждены сдать на мясокомбинаты и часть маточного поголовья, потому что скотину сегодня весьма проблематично и, конечно, дорого прокормить.

Экономический эффект, к которому стремились отечественные чиновники, принимавшие решение об ограничении экспорта, тем не менее, был достигнут. Правда, только на короткое время, о чем неоднократно предупреждали фермеры.

«Цена на мясо осенью не поднималась. Но уже сейчас мы видим, что идёт повышение стоимости. То есть государство этим запретом в краткосрочной перспективе выиграло, временно удержав цену на мясо, но в долгосрочной — проиграло. Скот вырезан, мяса нет, цены пойдут вверх. Пойдёт, скорее всего, интенсивный импорт иностранной говядины», — считает директор «Республиканской палаты Ангус Казахстана».

Изначально неправильные на государственном уровне подходы к животноводству стали причиной сегодняшних бед фермеров, уверен эксперт. За различными реформами и громкими заявлениями где-то потерялась ветеринария. Потому и неудивительно, что в стране «проспали» вспышку ящура. А это серьёзный удар и по репутации страны, и, естественно, по бизнесу. Ведь большинство госпрограмм в животноводческой сфере, равно как и интерес инвесторов к Казахстану, строились именно на экспортных направлениях.

«Если ящур пойдёт дальше по регионам, то вся проделанная работа будет, грубо говоря, псу под хвост. Все границы окончательно закроются, все наши наработки по мясу с Россией, Китаем, Узбекистаном, Ираном и другими странами пропадут. И лет на 5 минимум, а то и все 10, будем попросту заперты в своих границах», — резюмирует эксперт.

Павел Притолюк,

Северо-Казахстанская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.