— Про агронауку. На недавней встрече крупного бизнеса с Президентом этот вопрос тоже поднимался. Одним из молодых управленцев АПК, а точнее, один из крупных руководителей агрохозяйств Айдарбеком Кожаназаровым. Так, вот он выступил от аграриев, качественно и доходчиво говорил. Отметил некоторые проблемы. Обратил внимание на науку, без сопровождения которой мы далеко не уйдем в развитии аграрной отрасли. А АПК — это наше все.
В роли науки в повышении урожайности, думаю, никто не сомневается. Цифры говорят сами за себя. В последние годы урожай зерновых и зернобобовых культур в Казахстане составляет в среднем 15-20 млн тонн, в 2010 году этот показатель составлял 12 млн. тонн. Например, в России урожай зерновых и зернобобовых культур в 2010 году составлял около 70 млн тонн. Сейчас у них этот показатель вырос до 140 млн. тонн, практически в 2 раза. Так что соседи «не спят».
Мой коллега отметил, что при должном подходе ежегодный потенциал Казахстана составляет минимум 30 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, то есть на 10 млн тонн больше текущих показателей, а при средней цене в 200 долларов США за тонну в денежном выражении прирост будет составлять 2 млрд долларов США.
Но, к сожалению, в связи с низким уровнем компетенций наших фермеров и устаревшими технологиями потенциал сельского хозяйства Казахстана не используется на все 100% из-за больших производственных потерь. Вот тут-то и должна сказать свое слово наука.
Причем работать она должна в тесной кооперации с агрообъединениями, а не так, как рассказал Главе государства мой коллега. В качестве примера он привел ТОО «Опытное хозяйство масличных культур». Ранее приватизированное опытное хозяйство в ВКО сегодня занимает первое место по объему реализации семян. В текущем году «ОХМК» реализовало 11 000 тонн семян различных культур, получив в качестве государственной поддержки научных работ финансирование в сумме 14 млн. тенге.
А в это время соседнее государственное предприятие «Восточно-Казахстанская СХОС» реализовало 900 тонн семян при государственном финансировании научных работ и затратах на содержание в сумме 300 млн тенге и при аналогичной площади земли.
Частная компания буквально все делает лучше, чем любая госструктура или квазисектор. Между тем у нас принято косо смотреть на частников, видя в них жуликов. Так воспитала идеология. Теперь плоды пожинаем. Во всем мире наука и производство все частное, даже гособоронзаказ или космос на шее частников.
А теперь пример из собственной практики. Закладывая наши сады, а теперь расширяя их, мы практически все везем из-за границы, включая миллионы саженцев. И это притом, что родиной яблонь является Казахстан. Отличная база, я бы даже сказал, уникальная для ученых. Это мы должны были завалить весь мир высококачественными саженцами и современными технологиями закладки садов. Это у нас прекрасные стартовые условия. Но они не используются ни на йоту.
У нас монополия на агронауку. Есть под МСХ центр НАНОЦ, под которым сосредоточено все НИИ и с/х, включая высшие учебные заведения. Так вот из собственного опыта могу сказать, что на моем производстве ни одна казахстанская научная разработка не реализована в производстве или переработке. Все привезённое, импортное, но и мы пытаемся с новыми технологиями влезть в те старые стандарты, которые разработаны еще в бытность СССР, а потом приспособленные под наши требования.
Почему монополия на науку? Может, поэтому нет результата? МСХ даёт возможность своим НИИ хотя бы не умереть с голоду, все финансы отправляет им же, создав что то типа закрытого клуба из НИИ, предварительно прописав в открытом конкурсах те условия, которых заранее готовить спецы из НАНОЦ, позже автоматом получает НАНОЦ, то есть чужим туда путь заказан.
Какая-то часть НИИ, опытные станции и земли находятся под управлением аграрных вузов. От этого КПД деятельности этих субъектов пока не видим, нет от них пользы для страны.
Самое интересное, что учёные варяться в собственном котле, все это обсуждают без участия агробизнеса, которому, как воздух нужно агросопровожение. Поэтому редко из них кто выживает, добиваясь устойчивого развития. И снова просит у государства денег (труды то не востребованы на рынке).
Недавно прочёл у одного агроректора с 20-летним стажем, который , описывая развитие АПК, написал, что «данная задача может быть решена только в условиях тесной интеграции науки, образования и производства». За эти 20 лет столько научных трудов и сколько научных регалии с этого вуза, а где АПК?
Могут на меня обидеться уважаемые обществом люди из науки, но я привёл пример, указав свое хозяйство и свой опыт. И можно привести ещё массу примеров, свидетельствующих о том, что наука и производство движутся паралельными курсами, никак и нигде не пересекаясь.
(со страницы Болатбека Алиева в фейсбуке)