Бакберген Караков: «Получается, мы сами себе устроили санкции»

Бакберген Караков – ветеран сельского хозяйства. Многие годы работал главным зоотехником совхоза «Оймауытский», затем директором совхоза имени Абая в отдаленном Байганинском районе Актюбинской области. 

– Мне 82 года, по специальности зоотехник. Почти всю жизнь посвятил сельскому хозяйству. В нашем районе когда-то выращивали 450 тысяч овец, 30 тысяч лошадей, 400 тысяч верблюдов. Поголовье коров было поменьше, Байганинский район находится в зоне полупустыни на границе с Атырауской областью, и КРС выращивали мало. Что сегодня? Совхоз наш давно закрылся, как все остальные 8 хозяйств, которые были в районе. Отгонных точек, находившихся в 7-8 километрах от совхозов, где содержали скот, тоже нет. В 70 километрах от Оймауыта в 600 километрах от границы с Узбекистаном живет единственный животновод Курышбек. К его крестьянскому хозяйству ни дорог нет, ни линий электропередач, ни связи, нет вблизи даже медпункта. Он живет на Устюрте в местечке Баканды Колаба. Один. Держит лошадей и коров. Остальные давно уехали. Тысячи гектаров полноценных пастбищ лежит просто так. При этом мы покупаем молоко и мясо из Белоруссии. Смотрю на все это, и думаю: разве об этом мечтали наши предки, оставляя нам эту землю? Разве думали они, что люди бросят насиженные места, и уедут в город торговать на рынке китайским тряпьем, вместо того, чтобы выращивать скот и растить хлеб?

Каждый день только и слышишь: сахара нет, мясо подорожало, молоко подорожало… А чему удивляться? Цены не регулируется словами и командами. Нужно работать, больше производить своей продукции, а значит, надо вернуть людей в аулы.

В Канаде 22 миллиона гектаров посевов, и там получают по 40 центнеров с гектара пшеницы. У нас такая же площадь посевных, а урожайность в среднем – 2 центнера на гектар. Есть 10-12 миллионов гектаров сенокоса. В Израиле столько же. Но молока они получают по 20 литров в день, а мы покупаем молоко из-за границы. Мы не пользуемся своей землей. У нас 187 миллионов гектаров пастбищ, это 85% нашей площади. И что?

Экономика страны будет сильной только тогда, когда у нас будет тысячи Иванов Сауэров, как в ТОО «Родина» и тысячи Курышбеков, который в одиночку пасет скот на Устюрте. Мы должны говорить о них, чтобы за ними шли другие. Чтобы земля бывших совхозов не страдала, как сейчас от эрозии, а чтобы на ней работали. Надо дать людям скот. Корова, лошадь уже через год вернут половину затрат на них за счет приплода. Травы в степи достаточно. Только когда мы вернемся к земле, будет хлеб, молоко, мясо, будут доступные цены на продукты. А так… Получается, мы сами себе устроили санкции.

Екатерина Беляева,

Актюбинская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.