Арсен Керимбеков: «Все, что мы едим, есть нельзя»

Фото из открытых источников

Как продукт, считающийся самым полезным в мире, может быть опасным для здоровья? Почему казахстанские яблоки часто уступают в экологичности европейским и как на ситуацию с продовольствием может повлиять новый закон о производстве и обороте Органической продукции? На эти и другие вопросы в интервью порталу Agroqogam.kz ответил директор Союза производителей органической продукции Казахстана Арсен Керимбеков.

— Я иногда говорю: лучше ешьте просто сахар, чем мёд. На ярмарках, когда приезжают пчеловоды кочевые, какой продукт? Тот, что собирают вдоль дорог: ставят улей, и, когда отцветают цветы, они переезжают. Например, начали в Караганде, там высыхает все, заканчивают в северном Казахстане. Это, извините, километров 800 км. То есть определённого места нет. Пчела, на самом деле, собирает все: пыль, грязь, а потом это все заносится. Поэтому, прежде чем кушать продукт, надо сто раз подумать. Все, что мы едим, есть нельзя!

Кроме того, все пчёлы болеют клещом. И, чтобы от него избавиться, туда ставят антибиочные пластины. Потом это оказывается в мёде. И зачастую мы не знаем, где его собирают. Там, где поля индустриальные, могут что-то вылить. А пчёлы все подряд тащат в улей. А умирают только в том случае, если сильнейший яд.

— Какой выход из ситуации?

— Есть международные стандарты, которые показывают, как уйти от этого.

Самое главное, что должно быть — выдержано расстояние 3 км. Это означает, 2800 гектар чистой земли должно быть. Где вы видели такое у нас?

По словам собеседника, не менее опасно употреблять в пищу мясо птицы. 

— Курицу, которая продаётся в магазине, нельзя варить. И ни в коем случае нельзя есть внутренности — это для любителей сердечек, печени. Отговорить, мы не отговариваем, каждый идёт своим путём.

Но из-за постепенного накопления антибиотиков это может привести  к резистентности, то есть когда бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам. У каждого человека в кишечнике 2-3 кг микробов, среди них плохие и хорошие. И, допустим, если человек ложится на операцию, будут применять антибиотики, они могут не сработать.

Сегодня у нас яйцо антибиочное все, курица антибиочная, вся молочка — промышленная, антибиочная. У коров мастит постоянно, их же надо лечить.

Поэтому у людей возникает с детства аллергии, неусваиваемость.

— У вас есть свой антирейтинг продуктов?

— Ну, например, я вам скажу про яблоки. С 2011 года сады заложили, они подросли. И казалось бы, это достижение, потому что у нас всегда были импортные фрукты, польские, молдавские. Но, мы когда разобрались, поняли, что это не достижение. Потому что наши фермеры получают у государства субсидии, — на коммерческие деньги сад не вырастишь, надо ждать годами его.

И вот, ребята получают кредит, у них технологическая карта, согласно которой необходимо провести 17 обработок за лето. И надо не надо, наши фермеры обрабатывают, иначе ему по кредитам штраф прилетит.

А, например, польские яблоки выращивают по стандарту global G.A.P. То есть агроном может отойти от карты, решать, исходя из ситуации. Например, лето сухое, гнили нет, — против гнили есть фунгицид, такое лекарство, очень тяжелое. И, если можно не обрабатывать, польский агроном не обрабатывает. И мы следим за погодой в Польше и Молдавии, если лето сухое, потом всю зиму только польские яблоки кушаем. И всем знакомым советую.

Видите, они могут сделать только 7 обработок, а наши как делали 17, так и делают, потому что так прописано. Как это изменить — не знаю. Но просто я вам скажу, питаться стало так же сложно, как и раньше было. Надо все искать, прослеживать историю.

В то же время, если все хозяйства перевести на бесхимию, оно грохнется от вредителей и сорняков.

— Новый закон об Органической продукции, который планируют принять до конца гола, каким-то образом решит проблему, которую вы озвучили?

— И нынешний решает, и новый. Но там немного организационные и административные мероприятия. Другое дело, что мало кто на это переходит, и мало потребителей на это обращает внимание. Потому что в органическом производстве лучше условия содержания. А лучшие условия содержания — значит невыгодно.

К примеру, в казахстанских правилах написано — 8 часов темноты у курицы должно быть, и 8 часов прогулки в день. Во время прогулки у неё должно быть 4 кв метра пастбища на одну. А у нас они сидят в клетках, друг на друге, в круглосуточном освещении живут. Это вообще издевательство над живым существом. Поэтому она несёт яйца, и мы едим, и может поэтому у нас проблемы начинаются.

Здесь такая вещь, а органики делают тоже самое, но в лучших условиях, соблюдают выпас на 4 метрах. Но тут и цены будут другие, и не все люди сегодня обращают на это внимание.

Меруерт Шакенова

Нур-Султан

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.