Айдарбек Ходжаназаров: «Наука у нас напоминает не флагман, прокладывающий курс, а камень, который болтается на шее и тянет на дно»

Генеральный директор «Олжа Агро» рассуждает о «кризисной» посевной и слабых местах в сфере сельского хозяйства.

Что посеем, то и пожнем

— Увы, но реальность последних лет с пандемией, войной, а следовательно, с закрытыми границами, мягко говоря, не дает нам скучать. У нас есть проблемы с доставкой семи посевных комплексов, которые в этот период нам так необходимы. Но даже эта проблема не стала чем-то ощутимым и фатальным, мы готовы к любому раскладу, опираясь на ресурсы, что уже есть в наличии.

В период посевной, основной, тревожащий меня фактор, – это малое количество влаги выпавшей в апреле. Так что, есть повод пробежаться по клеткам, лично посмотреть, не пересыхает ли почва, какие сорняки уже начали развиваться вследствие царящих температур. И, пожалуй, самое завораживающее наблюдение – за нашими озимыми культурами. 

Статистика пока не сильно огорчает. Зиму пережило чуть больше 90% от всех посевов. Главное – сейчас обеспечить им необходимую и правильную подкормку. Процесс развития вселяет уверенность в том, что мы выбрали правильный путь в сторону повышения площадей озимых от всех площадей. На следующий год, планируем ещё увеличить.

Исследовать и создавать

— Мы сделали определенные выводы по качеству семян, используемых в этой посевной. В прошлом году был опыт посева канадских семян рапса и озимого ячменя, что не прижились у нас. Слабыми оказались: украинские, краснодарские, показавшие себя не с лучшей стороны. Понравились московские, алтайские семена и нашей Карабалыкской СХОС.

Я скрупулезно проверяю степень очистки семян. В холдинге «Олжа Агро» есть четкий регламент допуска. Семена всех культур и сортов проходят тщательную проверку в нашей лаборатории. В каждом хозяйстве, из каждого бурта после очистки производится отбор и по окончании анализов высчитывается количество семян на килограмм семенного материала. В зависимости от результата хозяйство получает или, наоборот, не получает допуск к посевной. Те, кто не прошел проверку, отправляют семена на повторную очистку до тех пор, пока не получат первую категорию.

Болезненные места

— Первая и самая большая проблема отечественной агросферы – субсидии. У меня есть своего рода концепция субсидий, как костыля для нашего сельского хозяйства. Мы можем сколько угодно спорить об их форме, но пока должны четко признать одно – необходимость данной формы поддержки, как костыля для человека, сломавшего ногу.

Еще одна проблема – общая недофинансированность отечественного сельского хозяйства. Причем даже не в плане того, что правительство не выделяет деньги, а в том, что большинству рядовых фермеров недоступны инструменты финансирования.

И, пожалуй, один из главных моментов – развитие аграрной науки. В пример я тут приведу Российскую Федерацию, сумевшую за семь лет в два раза увеличить производство зернобобовых культур именно за счет развития науки и внедрения современных технологий. Мы же до сих пор болтаемся здесь на уровне 15 миллионов тонн, хотя потенциал есть и для 30 миллионов, и даже больше. Но, увы. Наука у нас сейчас больше напоминает не флагман, прокладывающий общий курс, а камень, который болтается на шее и тянет на дно. И это очень большая проблема.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.