Антирейтинг регионов, основанный на данных об использовании пастбищ
Редакция «Agroqogam» составила антирейтинг регионов, которым открывает новую рубрику “Меряемся списками”. Для первого материала рубрики мы взяли данные мониторинга пастбищ и составили антирейтинг. Почему вдруг?
Для животноводов и для рядовых сельских жителей, держащих скот, количество пастбищ, их доступность и эффективность использования – большая головная боль. Кто-то из животноводов жалуется, что ему негде пасти свой скот и из-за этого он не может развивать бизнес. Кто-то, владея большим количеством пастбищ, но не имея скота, сдает пастбища в аренду. Развивая эдакий теневой рынок субаренды, с пассивным «соучастием» местных властей. С другой стороны, периодически о своей проблеме – отсутствии мест для выпаса скота – кричат рядовые сельчане.
Казалось бы, проблему качественного мониторинга использования пастбищ могла бы решить их оцифровка. «Цифра» делает сферу прозрачной, буквально поименно называя неэффективных землепользователей. С космоса видно каждый клочок годами простаивающей, зарастающей бурьяном земли. Бывает так, что на 50-70 гектар ютится больше 50-70 голов КРС, зато соседние пару тысяч гектар пустуют! Но с цифровизацией не всё гладко: пока что по стране «оцифровано» только 80% пастбищных угодий.
Лидером антирейтинга оказалась Мангистауская область. В этом регионе самый высокий процент неэффективно используемых пастбищ – 67,7%. И это при том, что процент «оцифрованных» пастбищ здесь довольно высок – 81%. То есть картина по «неиспользуемым» площадям достаточно полна и объективна. Против региона сыграло и то, что здесь тех, кто владеет пастбищами всего 979 землепользователей. А земель немало. В среднем, в одних руках сконцентрированы огромные площади – более 4,2 тысяч гектар и 2/3 этих земель не используются.
Совершенно неожиданно на втором непочетном месте оказалась Северо-Казахстанская область. Регион один из самых худших по стране по двум ключевым показателям. Здесь всего 45,7% оцифрованных пастбищных угодий – это самый низкий показатель по стране и почти половина из них (47,8%) используются неэффективно.
Объективности ради отметим, что СКО – один из лидеров с отрицательным миграционным сальдо, а проще говоря, по отъезду населения, особенно сельского. Может, пастбища оттого и не используются, что никому не нужны?
Используя инструменты космомониторинга пастбищ, интегрированных с системой идентификации животных, видим: по области более 7 тысяч гектар пастбищ, наоборот, перегружено. Причем, пустующие 140 тысяч гектар пастбищ здесь же, буквально через дорогу. Конечно, полная оцифровка пастбищных угодий показала бы картину яснее, но нужна ли она региональным властям?
Третье место антирейтинга заняла Кызылординская область. Здесь один из самых высоких показателей не используемых пастбищ – 56,5%. То есть более половины пастбищ в области лежат «мертвым грузом» для экономики региона. Или всё-таки нет?
Возможны три варианта. Первый: пастбищ хватает абсолютно всем. При этом в Кызылординской области самая маленькая площадь пастбищных угодий – всего 1 млн. 924 га. Второй вариант: владельцы пастбищ, ведут себя как классические алабаи на сене. Третий: процветает теневой рынок субаренды.
Кроме самой скромной площади пастбищных угодий, в данном регионе не так много землепользователей, то есть владельцев пастбищ. По этому показателю область на третьем месте. Казалось бы, это упрощает задачу по мониторингу использования земель. Но, как оказалось, нет, и в результате третье место.
По соседству с Кызылординской областью неожиданно оказался Жамбылский регион. В большей степени регион занял совсем непочетное 4 место антийрейтинга из-за низкого процента оцифрованных пастбищ.
Пятым местом может «похвастать» Карагандинская область. В лидеры антирейтинга область попала из-за высокого процента неиспользуемых пастбищ и высокой концентрации пастбищ в «одних руках».
Объективности для отметим, что область просто огромная и, соответственно, впечатляют размерами и пастбищные угодья – более 13 млн гектар. Навести здесь порядок будет непросто. Признаём это. Но, для начала можно поправить свой рейтинг, хотя бы улучшив позиции по уровню оцифровки, а там глядишь, и остальная работа начнется.
Изъятие в госфонд простаивающих земель и проведение конкурсов на ее передачу более эффективным менеджерам, развитие и поддержка местных животноводов, проведение в порядок статистики, борьба с теневым земельным рынком, поддержка сельчан-скотоводов, желающих вырасти из личного подсобного хозяйства, в фермерское хозяйство и так далее.
Между прочим, задачу по эффективному использованию сельхозземель перед региональными властями поставил президент Касым-Жомарт Токаев.
Что касается остального списка, то в почетной нижней части рейтинга, оказались: Западно-Казахстанская области – в совокупности лучшие показатели среди регионов, Туркестанская и Алматинская области. Подробно разбирать эти регионы мы не будем. Вообще-то антирейтинг посвящен совсем не им, а тем, кто на вершине. Приведем лишь полный список регионов и сумму набранных ими баллов. Чем выше балл, тем хуже показатели. Для тех, кто желает перепроверить данные, можно зайти на портал Qoldau в раздел «Оцифрованные пастбищные угодья», где опубликована вся актуальная статистика. Можно даже изучить карту, где неиспользуемые пастбища «колыхают» красным цветом.
Цифры меняются. Данный антирейтинг составлен на основе статистики от 28 августа 2020 года. Так что, если вы увидите, что наши антигерои вдруг поползли вниз, значит, они занялись решением задачи эффективного использования пастбищных угодий. Список прилагается:
Редакция сайта Agroqogam