ЛОХАЛИЗАЦИИ НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ?

Фото: пресс-служба Акорды

Продемонстрированные Токаеву комбайны были собраны на каких-то складах, а не на заводе

После помпезной демонстрации немецких комбайнов «Claas» произведенных в Петропавловске президенту, пришло отрезвление. А с ним и вопросы: Почему вдруг, не была показана сама линия сборки? Где кадры фото и видео со счастливыми рабочими, хотя бы в процессе поклейки надписей: «Сделано в Казахстане»? Почему завод выглядит не как завод, а словно выставочный павильон? Пытаемся разобраться.

То, что Казахстану нужна качественная и, желательно, не слишком дорогая сельхозтехника — истина, о которой знает каждый алабай на деревне. В одной только Северо-Казахстанской области — главной житнице Казахстана, едва ли не половина комбайнов — это отжившая свой век, дышащая на ладан, техника. С тракторами ситуация ещё хуже.

Решить проблему местные власти планируют за счёт построенного в СКО завода компании «Claas». О том, что немецкий бренд придёт с производством в нашу страну заявлялось давно, и вот теперь проект, по заверениям местных властей, заработал.

Красивые комбайны были показаны главе государства Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, во время его недавнего визита в СКО. Но, именно эта презентация породила скандал: в Сети появилось видео транспортировки комбайнов «Claas» и авторы видео утверждают, что это именно те комбайны, которые «произведены» в Петропавловске. На самом ли деле техника была завезена в Казахстан откуда-то извне, например, России, где такие комбайны в действительности производят? Неужели это очередная «пыль в глаза»?

Одним из разоблачителей является общественник Санжар БОКАЕВ, который прямо утверждает, что никакого производства комбайнов сейчас нет, и этому есть не только видео-подтверждение транспортировки, но и фото транспортных накладных, где прописаны даже номера шасси. Их Бокаев демонстрирует в своем видео. По его сведениям, комбайны были завезены в область 22 августа текущего года уже в готовом, практически собранном виде.

«Как и всегда вкрутили колёса, доложили, что это наша сборка, а теперь польются многомиллиардные субсидии, будут освобождены лжепроизводители от налогов, ведь специнвестиционное соглашение с министерством индустрии уже подписано. В шоколаде все, кроме самого государства и казахстанцев», — отмечает Бокаев в своем видеоблоге.

Бокаев напомнил, что ранее в СКО уже пытались наладить производство иностранных комбайнов. Это были финские «Сампо». В проект были вложены огромные инвестиции со стороны государства. Но… Проект остаётся одной из печальных глав индустриализации в СКО. Запомнился он не только своим бесславным провалом, но и многочисленными жалобами со стороны аграриев на то, что их якобы заставляли эту технику приобретать.

Так что же с «Claas»?

Петропавловский завод по производству комбайнов немецкого бренда расположен в черте города, в недавно созданной Специальной экономической зоне (СЭЗ). Создали его на месте давным-давно заброшенного здания. И будем объективны: выглядит помещение после восстановления в действительности весьма неплохо. Но где здесь производственная или хотя бы сборочная линия?

Оказывается, пока что производственной линии на самом заводе – нет. Это нам подтвердили в Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития области. Но при этом нас заверили, что сборка показанных президенту «полевых кораблей» действительно осуществлялась на территории СКО:

«Это комбайны собраны в Петропавловске. Они собирались на свободном складе, а когда (компании-производители – авт.) стали участниками СЭЗ – обосновались на её территории. На первом этапе не предполагается сборочной линии — это только начало. Министерство индустрии и инфраструктурного развития и ТОО «СТ Assembly» заключили между собой конфиденциальное соглашение, в котором расписана локализация не менее 40% технологических операций. Эти 40% должны быть достигнуты в течение 5 лет», — рассказала нам руководитель отдела индустриально-инновационного развития Екатерина ЯРОВАЯ.

Своими ответами чиновница породила в редакции ещё больше вопросов. Получается сборочной линии пока нет. Тем не менее собирали эти комбайны где-то на складах в Петропавловске. Однако, как заверила Екатерина Яровая (запись разговора в редакции имеется – авт.) произведенные в Петропавловске комбайны уже имеют процент локализации 16,5%!

Хм… Ещё раз.

Сборку на самом заводе не производили, так как ни производственных, ни сборочных мощностей на заводе пока нет. Это понять можно.

Сложные технологические операции предполагают поэтапный переход. Поэтому комбайны, показанные Токаеву, были собраны на «свободных складах. Ну, ок!

Процент локализация составляет 16,5%!?

Каким образом, на не оборудованном под производство складе удалось что-то произвести для этой техники? Или речь только о крупно-узловой сборке? Что конкретно входит в эти самые 16,5% локализации? Производство каких комплектующих или операций? И что конкретно будет входить в 40% локализации через 5 лет?

«Это завод, а не ангар!», — отреагировали на наши вопросы в столичном офисе ТОО «СТ Агро».

Данная компания является эксклюзивным импортёром в Казахстан техники бренда «Claas». Эта же компания – одна из учредителей ТОО «СТ Assembly», то есть непосредственно самого завода. Другой учредитель – немецкий концерн. Об этом в июне 2021 года рассказывали в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. В коротком телефонном разговоре представитель компании «СТ Агро» предложил корреспонденту нашей редакции съездить в Петропавловск и убедиться в функционировании предприятия непосредственно на месте. Мы там были. Сборки или производства не видели. К сожалению, ответов на другие наши вопросы, мы так и не получили. Теперь готовим официальные запросы в разные ведомства и компании.

Что вообще происходит, понять сложно.

Если сборка действительно отечественная (мы уж не заикаемся о производстве – авт.), почему бы не заткнуть рты всем критикующим и неверующим, всего лишь продемонстрировав видео или фото этой самой сборки, пусть даже на складах? Неужели нет ни одного фото, ни одного видео «начала пути» столь глобального и важного для страны, как выразился президент, инвестиционного проекта?

Хотелось бы верить, что данный проект действительно заработает. Вот только запускать столь глобальный проект с каких-то, мягко говоря, недомолвок и скандалов – не самое хорошее решение, согласитесь? Или всё-таки шумим мы зря и доказательства будут?

Разбираемся дальше…

Павел ПРИТОЛЮК, СКО (фото: пресс-служба Акорды)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.