СПК за 15 лет не стали действенными региональными институтами развития – кабмин Казахстана

Фото OTYRAR

Социально-предпринимательские корпорации (СПК) за 15 лет не стали действенными региональными институтами развития, сообщается в новом комплексном плане развития СПК до 2025 года.

«СПК за 15 лет не стали действенными региональными институтами развития, как изначально закладывалось в видении при их создании и дальнейшем развитии», – говорится в утвержденном правительством плане.

Как пояснили в кабмине, причиной послужило существование ряда системных проблем и противоречий в системе СПК:

1) отсутствие единого определения регионального института развития и понимания, чем они должны заниматься (произошло смешение порой противоречивых понятий: СПК, как социально-ориентированной структуры, поддерживающей социальные (порой убыточные) проекты, с СПК, как бизнес-ориентированной структуры, нацеленной на максимальное извлечение прибыли);

2) противоречия в целях, задачах и ожидаемых результатах в концепции до 2020 года привели к тому, что изначально поставленные задачи не были реализованы в полной мере (как следствие, ожидаемые результаты, запланированные в концепции, фактически не были достигнуты);

3) Концепция развития СПК до 2020 года слабо учитывала проблемы и провалы предыдущей концепции 2006 года, в результате большинство из них остались не решенными и «перекочевали» в следующую;

4) слабая синхронизация с документами системы государственного планирования и другими правительственными документами (к примеру, согласно государственной программе индустриально-инновационного развития (ГПИИР), СПК определены в качестве национальных институтов по технологическому развитию, однако фактически СПК не реализуют мер государственной поддержки по данному направлению, так как в функционалах СПК данные меры не были закреплены);

5) неустойчивая финансовая модель деятельности СПК и, как следствие, убыточная деятельность большинства СПК, требующая постоянных бюджетных вливаний;

6) нарушение ключевого принципа, заложенного в концепции, о несоздании конкуренции бизнесу (фактически деятельность СПК приводит к искажениям на рынках и проявлению фаворитизма со стороны государства по отношению к СПК);

«В деятельности СПК наблюдается их недостаточная активность в поиске инвестиционных возможностей, развитии предпринимательской среды и создании новых рабочих мест», – сказано в документе.

7) неверные ожидания заинтересованных сторон размывают фокус в деятельности СПК (ожидания «центра» – СПК, как исполнитель различных государственных программ и поручений, ожидания на местах – СПК, как структура, позволяющая реализовывать крупные, порой имиджевые проекты, ожидания бизнеса – СПК, как структура, имеющая преференции в регионе, и порой мешающая здоровой конкуренции, ожидания населения – СПК, как поставщики социально-значимых продуктов, по ценам ниже рыночных);

8) системные недостатки по дефициту высокопрофессиональных кадров, недоверию со стороны бизнеса, низкой доли продукции конечных переделов с высокой добавленной стоимостью, длительности сроков оформления права недропользования, отсутствию методологии по структурированию сделок с указанием максимально допустимых сроков, видов участия СПК и других проблем;

9) необходимость обеспечения открытости и подконтрольности общественности деятельности СПК, в том числе путем: ежегодного отчета об итогах выполнения СПК поставленных задач и достигнутых результатах финансово-хозяйственная деятельность во время отчетной встречи акимов перед населением; рассмотрения ключевых вопросов деятельности СПК на заседаниях общественных советов (планы развития СПК, отчеты о результатах мониторинга реализации планов развития, которые включают достижение целей и задач, ключевых показателей деятельности и результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций).

«Также будет регламентирована необходимость публикации информации в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», – уточнили в правительстве, приведя в пример ситуацию с информацией о финансовых и операционных результатах компании, в том числе по результатам аудита, политике вознаграждения органов управления СПК, а также их сотрудников, сделках, и другом.

10) необходимость проработки вопросов финансовой дисциплины СПК, а также повышения эффективности мониторинга за их деятельностью.

Источник: kaztag.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.