Мост длиной в 130 метров построил сельский учитель из Восточно-Казахстанской области. Сооружение, о котором жители села Коктал мечтали около 30 лет, стало настоящим достоянием поселка. Корреспондент Agroqogam побеседовала с учителем-инициатором и узнала подробности строительства моста.
Жители села Коктал Урджарского района не могут нарадоваться новому мосту. Ведь для сельчан отсутствие моста через реку Катынсу было огромной проблемой в течение нескольких десятилетии. Особенно нуждались в нем в период половодья, когда река поднималась и выходила из русла. В такие дни было сложно попасть в соседний аул даже верхом. Течение становилось сильнее, а все попытки жителей пересечь реку превращались в опасную «игру».
За проблему, которая остро стояла до прошлого года и которую никак не могли решить власти, взялись выпускники местной школы. Одноклассники, отмечавшие 20-летие со дня окончания школы, решили подарить родному аулу нечто очень полезное. Идея возведение моста была общей. Однако реализация и проектирование схемы путепровода принадлежит местному преподавателю черчения — 38 летнему Ахату Ракишеву. Мост был возведен при финансовой поддержке не равнодушных жителей и выпускников.
«Это была идея моих одноклассников. Мы долго думали, что подарить родному аулу, в итоге пришли к единому мнения. Нашу инициативу поддержали выпускники, окончившие школу 30 лет назад. Таким образом, общими усилиями собрали деньги. На благое дело даже сами жители скинули по 20-30 тыс. тенге. Бизнесмены, уроженцы Коктала, также помогли деньгами. Некоторые сельчане нашли соответствующие материалы по дешевке. На возведение моста было потрачено около 10 миллионов тенге. Поэтому, будет правильно, если мы скажем, что возвели мост всем аулом. Я просто подготовил его макет и за весь период строительства контролировал процесс», — скромно отмечает сельский учитель.
Подвесной мост в Коктале предназначен для пешеходов. Однако через него безопасно можно проехать на велосипеде, и даже на мотоцикле, утверждает проектировщик. Обшая длина моста– 130 метров. Высота – 10, ширина – 1,4 метров. Высота моста над уровнем реки составляет 3 метра.
По словам Ахата Ракишева, местные власти не участвовали в финансировании, так как идея была реализована в рамках программы «Туған жерге тағзым» — «Поклон родной земле».
«Макет я готовил полгода. Строительство начали в 2019 году. Однако из-за пандемии оно было отложено, возникли проблемы с материалами. Но в конце концов, недавно мы завершили строительство нашего долгожданного моста. Помощи у государства не просили. Но аким аула Нурым Надирбаев помог техникой, питьевой водой и материалами», — рассказывает наш собеседник.
По словам Ахата, во время строительства были свои трудности. Особенно проблема нехватки соответствующей техники создала много неудобств.
«Наш мост большой, объемный. Но не хватало техники. Также были трудности в распечатке схем больших размеров. У нас не было крана, бульдозера, миксера, экскаватора. «Спасались», как говорится, чем могли. Задействовали тракторы села. Дальнейшая работа была проделана в прямом смысле своими руками сельчан. В общей сложности в строительстве на постоянной основе участвовали около 10 человек. Иногда помогала сельская молодежь», — говорит Ахат.
Стоит отметить, что возведенный мост полностью соответствует всем требованиям госстандартов РК. Были учтены все нюансы строительства. Автор моста надеется, что он прослужит местным жителям еще не один десяток лет.
По словам Ахата Ракишева, по вопросам возведения мостов к нему даже стали приезжать за жители близлежащих сел.
К слову, у народного инициатора есть еще одна мечта, которая касается родного села. В ауле издавна есть проблема бездорожья, которая так и остается нерешенной.
«Мы очень хотели бы, чтобы нашу трассу, общей протяженностью 50 километров, заасфальтировали. Дорога в ужасном состоянии. Я очень надеюсь, что власти обратят внимание на нас и наконец-то сделают качественную автодорогу», — выразил надежду он.
Айтолкын КУЗЕРБАЕВА, (фото из личного архива Ахата Ракишева)