Россия планирует ввести запрет на экспорт бензина с 1 марта сроком на полгода, сообщил Интерфакс. В Казахстанской топливной Ассоциации Qogam-media.kz рассказали, как это может сказаться на цене горючего в нашей стране.
Казахстан сейчас в России бензин не покупает. Но в целом на рынке нефтепродуктов важен паритет цен с соседями: если у нас ГСМ намного дешевле, в приграничных районах и на заправках вблизи международных трасс начинают «выкачивать» горючее, создается дефицит, зафиксированы случаи контрабанды.
«В России оптовая цена за тонну бензина выше в среднем на 200-300 долларов, чем у нас, и мы оттуда его не закупаем, у нас достаточно своего. Вводимый у соседей запрет на экспорт бензина на нас никак не скажется. Из Российской Федерации мы импортируем только высокооктановый бензин АИ-98, когда дефицит, и АИ-100, которого у нас не выпускают, но и объем его потребления очень маленький», — говорит исполнительный директор Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов.
Во время весенне-полевых и уборочных работ в Казахстане возникает нехватка дизельного топлива.
«В прошлом году в мае-июле из-за этого из России завезли 100-150 тысяч тонн дизтоплива. Сейчас запасов солярки достаточно, и дефицита быть не должно, если, конечно, не произойдет сильного перепада цен с соседями. У нас литр дизтоплива стоит 290 тенге, в России – порядка 320-330 тенге. Такая разница в цене вполне приемлема, и транзитный транспорт из России в Казахстан сейчас не сильно заходит. В прошлом году на границе были пробки: российские дальнобойщики старались ехать из европейской части на восток через Казахстан. Они заезжали через Западно-Казахстанскую или Костанайскую области, заправлялись и выезжали через Павлодарскую область. Заправившись там, ехали дальше. Обратно машины ехали также, заправлялись у нас», — говорит Жанкалов.
Аналогичная ситуация была и на южных границах страны.
«И на этих участках стал выкачиваться дизель. Горючее у нас стоило на 100-150 тенге дешевле, и если водитель заливал около 2000 литров, на одной заправке он экономил до 300 тысяч тенге. Терял по времени день-два, зато выигрывал финансово», — продолжил директор Казахстанской топливной ассоциации.
В прошлом году цены на дизтопливо в России и Казахстане сблизились, у нас она стала дешевле всего на 30-40 тенге, чем у соседей.
«Но для кого-то и такая разница выгодна, но потока российского транспорта, который был до этого, уже не наблюдается. Если у соседей повысится цена на дизель, для нас это не очень выгодно: начнется выкачивание нефтепродуктов, их не будет хватать своим. Чтобы ситуация на рынке была стабильной, министерство энергетики запретило экспорт нефтепродуктов: все, что производится у нас, остается в Казахстане. Максимально заполняются все нефтебазы, сейчас уже начали выдавать льготное дизтопливо сельхозтоваропроизводителям. Чтобы не было перетока дизтоплива в приграничных районах и там, где проходят международные трассы, важен примерный паритет цен с соседями», — резюмировал Жаксылык Жанкалов.
Айгуль Куандык,
Qogam-media.kz