Оптимистичному прогнозу, по словам председателя ОЮЛ «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур», способствует интенсивное развитие глубокой переработки в Казахстане. Однако для того, чтобы реализовать данный сценарий, необходимо решить имеющиеся логистические проблемы.
«Экспортный потенциал масложировой продукции Казахстана значительный. У нас рядом находятся рынки Китая, куда мы можем поставлять большие объемы своей продукции. А также рынки Средней Азии и стран Ближнего Востока. В ближайшее время мы планируем нарастить экспорт бутилированного подсолнечного масла в направлении Афганистана. Рынок Средней Азии для нас понятен, а афганский рынок потенциально интересен. У нас имеется возможность укрепить позиции и расширить присутствие казахстанской продукции на рынке Афганистана.
Развивать будем глубокую переработку. Это означает, что будет больше выпускаться готовой продукции, которая сразу пойдет на потребление. В 2022 году мы увеличили мощности по рафинации подсолнечного масла, более 37 тысяч тонн. В текущем году они возрастут до 40 тысяч тонн. В 2024 году до 66 тысяч тонн.
Наша основная проблема – логистика. Если рассмотрим рынок Китая, который для нас является огромным, то сейчас имеются трудности с транспортировкой того же масла. Причина – медленная выгрузка. Наша колея железнодорожная не совпадает с колеей КНР. Соответственно, на границе это всё останавливается, замедляется выгрузка и пропускная способность.
4 апреля КТЖ провел переговоры с Урумчийской железной дорогой для ускорения выгрузки и увеличения приема цистерн с маслом. Китайская сторона готова принимать группами не менее 10 вагонов от одного отправителя.
В свободной экономической зоне Алашанькоу построили терминал с возможностью хранения растительных масел на 30 тысяч тонн. Его должны запустить в мае-июне текущего года. Это ускорит выгрузку, и вагоны не будут стоять на простоях. Как всё будет происходить на практике, мы пока не знаем, но надеемся, что это увеличит пропускную способность. Помимо этого, нужен альтернативный канал транспортировки растительных масел – контейнерные перевозки. Для чего необходимо оснастить железнодорожную инфраструктуру ВКО. Она как раз граничит с Китаем. И построить новые современные терминалы для приема контейнеров и формирования контейнерных поездов. Если это сделать, у маслозаводов появится возможность грузить в контейнерах. И дальше это масло может уходить не только в Центральный Китай, но и в Восточный. Поэтому основным моментом для нас является улучшение инфраструктуры. Это очень важно!» – отметил Ядыкар Ибрагимов.
Ксения Кожабаева,
Agroqogam.kz