Водитель умер от инфаркта: на границе РК и РФ дальнобойщики на грани бунта

На международном пограничном переходе «Сырым»-«Маштаково» ЗКО в выходные дни образовалось огромное скопление фур. Более 300 большегрузов не могли проехать границу более суток. Один из водителей скончался, предположительно, от инфаркта в ожидании очереди. Корреспондент Qogam-media.kz разбиралась в причинах происшествия.

Что произошло

Об очередном скоплении большегрузов и трагедии на пограничном переходе «Сырым» в субботу нам сообщили водители-дальнобойщики.

«Со стороны России колея фур тянется от поселка «Курлин» около 15 км. «Нейтралка» (отрезок дороги между границей РК и РФ в 1,5 км – авт.) вся забита в сторону Казахстана. Медленно принимают. Стоим с 6.00 утра! Со стороны Казахстана очередь тянется от поселка «Погодаево» — это, примерно, 12 км до пограничного поста. Людям плохо, на улице плюс 40. Не у всех есть кондиционеры в машинах. А у кого есть, там рефрижераторы работают постоянно, идет огромный расход солярки.  Негде купить воды, нет туалетов, нет медпункта… Сколько можно издеваться над людьми!?», — возмущаются дальнобойщики.  

К 18.00 субботы большегрузы продвинулись только на один километр – как двигалась очередь они сообщали по WHATSAPP. Кто-то прошел границу только утром 30 июля. Дальнобойщиков по рации пытались успокоить пограничники: их сотрудники работают оперативно, все вопросы к департаменту госдоходов.

Выяснилось, что в ожидании своей очереди, предположительно от инфаркта, скончался 60-летний водитель большегруза.

Его автомашина двигалась из Алматы в сторону России и стояла в очереди, примерно, в 6 километрах от пограничного перехода «Сырым».

«И ведь это не первый случай, когда в жару в очереди у кого-то не выдерживает сердце. Из-за этого стали происходить и ДТП – на радостях выезжают и гонят, бьются», — говорят водители.

Смерть коллеги-водителя вызвала у дальнобойщиков еще больший протест.

«Это все из-за нервов. Стоим в очереди сутками в жару и неизвестно когда двинемся. Хотя бы сделали большой накопитель, куда можно было бы заезжать, где бы были столовая, душ — человеческие условия, чтоб водители отдыхали. Создайте электронную очередь и по одному вызывайте. Мы же люди, почему такое отношение!? И каждый год повторяется ситуация», — возмущены люди.

Статистику гибели водителей в очередях на казахстанско-российских границах (а в других странах такая аномалия, как известно, случается крайне редко) специально никто, понятно, не ведет. Но случаи гибели дальнобойщиков в летний период из-за очередей стали происходить регулярно и не только на МПП  «Сырым» — «Маштаково». В прошлом году при похожих обстоятельствах в этот же период тут погиб водитель большегруза с Чимкента, ехавший в сторону России с юга Казахстана. О нем рассказал очевидец события.

«Мы стояли в очереди более суток в жару. Наконец очередь сдвинулась и все фуры поехали. А у него фары включены, в кабине свет горит, все его объезжают. Ну, мы вышли посмотреть: чего он не едет? Обнаружили уже тело. Помогли вытащить его из кабины, когда службы приехали», — вспоминает дальнобойщик. 

Водители требуют, чтобы на посту «Сырым» для мониторинга большегрузов увеличили количество сотрудников ДГД с двух до 3-4. В товаротранспортных накладных бывает неполная информация о грузе или его владельце. А зона погранпоста – стратегический объект, поэтому сотовая связь тут только экстренная, поэтому водителям приходится отъезжать за территорию ПП и уточнять у владельца груза номера БИН, название ТОО и т.п. . Это может задержать поток фур, как минимум на час. Также водители требуют, чтобы был открыт медпункт и работал медик.

«Врачей нет. «Скорая» приехала бы через час — от Уральска до ПП — 60 км. А вдруг того водителя можно было спасти? Мы хотим обратиться к Президенту Касым-Жомарту Токаеву, раз эти вопросы не могут решить на местном уровне», — заявили они.

Что говорят официальные лица

Пограничный переход «Сырым»-«Маштаково» имеет статус международного. Через него, в сезон плодоовощной торговли, который сейчас только начинается, — а значит многокилометровые заторы еще будут, а очереди увеличатся, — едут фуры, загруженные дынями, арбузами и виноградом для оптовиков стран СНГ. Очереди на ПП «Сырым» формируют и большегрузы, следующие транзитом в другие страны. Также сюда «стекается» коммерческий груз Казахстана, потому что бизнесмены неохотно ездят по платным российским дорогам, выбирая более короткий и дешевый путь – через Западно-Казахстанскую область.

Вот что сегодня ответили на запрос Qogam-media.kz о факте скопления автотранспортных средств в ДГД по ЗКО. На налоговиков, напомним, кивают все – большие заторы фур начались после введения на границе экспортного мониторинга коммерческих грузов.  

«В связи с проведением на многостороннем автомобильном пункте пропуска через госграницу РФ «Маштаково» с 17 апреля 2023 года ремонтных работ дорожного покрытия территории ПП, а также подъездных путей к нему, по данному маршруту образовалось скопление грузовых АТС. Согласно письмам  компетентных органов РФ, ремонтные работы продлятся ориентировочно до 31 августа 2023 года. Информация о проведении ремонтных работ и выбора альтернативных маршрутов движения была ранее доведена до всех участников ВЭД через СМИ», — сообщили в ДГД по ЗКО.

В ведомстве утверждают, что на автомобильном пункте пропуска их сотрудники работают в штатном режиме, а на мониторинг одного автотранспортного средства (АТС) затрачивается всего от 3 до 5 минут. 

«На сегодняшний день увеличение потока АТС связано с сезонным экспортом плодоовощной продукции. С 28 по 30 июля мониторинг на границе прошли 3600 АТС. За аналогичный период 2022 года – 4030 коммерческих АТС. Следует также отметить, что при прохождении госграницы проводится и мониторинг специалистами фито и — ветеринарных служб», — сообщили в ДГД.

В поисках погибшего

На запрос Qogam-media.kz никто не мог ответить – был ли случай гибели водителя? В пресс-службе областного управления здравоохранения категорично ответили: факт не зарегистрирован.  

«По этому случаю в субботу, 29 июля, примерно в 16.00 дня участковый полиции по телефону обратился к участковому врачу поселка Погодаево, района Байтерек (на его территории расположен МПП- авт.), чтобы он приехал и констатировал факт», — выяснили к вечеру 31 июля в пресс-службе.

В департаменте полиции ЗКО подтвердили факт гибели водителя во второй половине дня.

«29.07.23г. в 18.30 часов на 2065 км. трассы «Самара-Шымкент» в кабине а/м марки «SCANIA G400» был обнаружен труп водителя гр. ”М” 1963г.р. Труп без признаков насильственной смерти,  направлен в морг на СМЭ г. Уральска. Данный факт зарегистрирован в ЕРДР», — ответили на запрос Qogam-media.kz в пресс-службе ведомства.

Между тем дальнобойщики в ответ на то, что их информация подвергается сомнению, выслали целый кейс доказательств – фото и видео.

Надо отметить, что многокилометровые заторы в последние годы случаются настолько часто, что стали заканчиваться и акциями протеста. Несколько лет назад, в этот же период, разъяренные дальнобойщики заблокировали подъезд к пограничному переходу «Сырым»-«Маштаково» —  в знак протеста перекрыли дорогу. На место выезжал спецназ. И это не единичный случай, когда ситуация выходила из-под контроля.  Словом, сегодня на МПП «Сырым»- «Маштаково» все происходит по классической схеме — когда проблему не решают, она как снежный ком обрастает новыми, уже трагическими последствиями: такими как остановка сердца у водителей или ДТП.   

Алла Злобина

Западно-Казахстанская область

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.